Управление эмоциональным состоянием студентов-пловцов как фактор совершенствования тренировочного процесса

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Оплетин1
Доктор социологических наук, профессор В.Д. Паначев1
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Зеленин1
1Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Пермь

Цель исследования – оценить влияние средств управления эмоциональным состоянием на уровень саморазвития личности студентов-пловцов в течение тренировочного процесса.
Методика и организация исследования. Психолого-педагогический эксперимент проводился в течение одного семестра с двумя группами студентов по 25 человек, специализирующихся в плавании, – контрольной и экспериментальной. Тренировки в контрольной группе осуществлялись по традиционной программе спортивной подготовки. Экспериментальная группа занималась по модернизированной программе, в которую включались средства повышения эмоционального фона занятий для нормализации стрессоустойчивости студентов.
Результаты исследования и выводы. Результаты эксперимента показали, что рост параметров физических качеств, таких как сила, быстрота, координация, в ходе эксперимента оказался более выражен у спортсменов экспериментальной группы, по сравнению с контрольной. Результаты корреляционного анализа между мотивирующими установками студентов-спортсменов экспериментальной группы на занятия тренировками показали тесную взаимосвязь между интересом к спортивной деятельности, целеустремленностью, а также готовностью / способностью к саморазвитию. В соревнованиях в начале и конце эксперимента пловцы ЭГ смогли значительно повысить свой результат. Таким образом, использование в тренировочном процессе по плаванию психорегулирующих инновационных методик позволило улучшить эмоциональное состояние студентов-спортсменов, повысить эмоциональный фон занятий, а также уровень саморазвивающей активности, их готовности и способности к саморазвитию.

Ключевые слова: студенты, плавание, саморазвитие, эмоциональные состояния.

Литература

  1. Зеленин Л.А. Нетрадиционные оздоровительные дыхательные практики в процессе саморазвития личности студентов / Л.А. Зеленин, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 7. – С. 82-93.
  2. Зеленин Л.А. Влияние тренажеров на основные свойства нервной системы спортсменов / Л.А. Зеленин // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 10. – С. 94–98.
  3. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2001 г. – № 4. – С. 11-16.
  4. Оплетин А.А. Готовность личности к саморазвитию на занятиях физической культуры // А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 10. – С. 30-35.
  5. Оплетин А.А. Саморазвитие студентов в аспекте психологического сопровождения занятий по физической культуре / А.А. Оплетин// Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 56-59.
  6. Оплетин А.А. Особенности использования музыки в процессе тренировочной деятельности спортсменов / А.А. Оплетин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. – 2017. – №  2. – С. 58-60.
  7. Оплетин А.А. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культуры // А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 9. – С. 30-32.
  8. Оплетин А.А. Педагогический аутотренинг на занятиях физической культуры / А.А.Оплетин, В.Д. Паначев // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 4. – С. 36-39.
  9. Паначев В.Д. Анализ антистрессовых способностей студентов / В.Д. Паначев // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. – Уфа, 2010. – С. 121-124.