Методологическое обоснование междисциплинарного комплекса диагностики физического и психического развития детей как инструмента выявления рисков освоения образовательных программ дошкольного образования

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Е.И. Изотова1, 2
Кандидат психологических наук Г.В. Молчанова1, 2
Кандидат психологических наук, доцент Т.П.Авдулова1, 2
Кандидат психологических наук Г.Р. Хузеева1, 2
Кандидат психологических наук, доцент Н.П. Радчикова1, 3
1Институт развития, здоровья и адаптации ребенка (ИРЗАР)
2Московский педагогический государственный университет, Москва
3Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва

Цель исследования – методологически обосновать модель выявления рисков и индивидуализации физического и психического развития детей в рамках реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Результаты исследования и выводы. В статье дается методологическое обоснование подходов к разработке диагностического инструментария для определения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, рисков и ресурсов в освоении федеральной образовательной программы дошкольного образования. Опираясь на принципы культурно-исторического, деятельностного и системного подходов к пониманию специфики психического развития детей дошкольного возраста, авторами выделены системные качества, развитие и формирование которых в наибольшей степени определяет риски и перспективы развития ребенка в контексте освоения образовательных программ. Системные характеристики психики ребенка отражают качественные возрастные изменения и задают вектор доминант последующего прогрессивного развития как системного, иерархически организованного процесса.

Ключевые слова: физическое и психическое здоровье, психическое развитие детей дошкольного возраста, системные качества, комплекс диагностики развития, инструменты выявления рисков освоения образовательных программ дошкольного образования.

Статья подготовлена в рамках исполнения Государственного задания № 073-00065-23-02 от 08.02.2023 по теме научно-исследовательской работы «Психолого-педагогические и нейропсихологические инструменты выявления рисков и индивидуализации развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов».

Литература

  1. Авдулова Т.П.  Психология игры: учебник для вузов / Т.П. Авдулова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 232 с.
  2. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 222 с.
  3. Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников / О.В. Митина. – М.: Смысл, 2013. – 235 с .
  4. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 158 с.
  5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028.
  6. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение: учеб. лит., 1996. – 128 с.
  7. Rokach L., Maimon O. Data mining with decision trees: theory and applications, 2nd Edition. 2014. World Scientific Pub Co Inc. 328 p. doi:10.1142/9097.