Организация физкультурных занятий для детей 7-10 лет с расстройствами аутистического спектра

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Стрельникова1
Кандидат биологических наук, доцент Н.В. Киселева1
Кандидат биологических наук, доцент Д.Н. Мальцев2
Кандидат педагогических наук Г.Г. Уляева3, 4
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.И. Дудкина4
1Вятский государственный университет, Киров
2Кировский государственный медицинский университет, Киров
3Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва
4Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

Цель исследования – повысить уровень физической подготовленности детей 7-10 лет с расстройствами аутистического спектра как основы укрепления их здоровья, повышения качества жизни и приобретения двигательного опыта.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе спортивного клуба для особенных детей «Без границ» в г. Кирове в течение 9 месяцев (январь-сентябрь 2022 г.). В эксперименте участвовало 10 детей 7-10 лет с основным диагнозом – расстройство аутистического спектра второй группы (РАС). В качестве методов исследования использовались: анализ научно-методической литературы; врачебно-педагогический контроль; диагностика физической подготовленности и методы математической статистики, где при анализе экспериментальных данных был рассчитан процент по каждому физическому показателю, а также использован t-критерий Стьюдента при 5%-ном уровне значимости.
Результаты исследования и выводы. Систематические занятия по физической культуре в ходе эксперимента повысили уровень физической подготовленности учащихся. Обработка полученных результатов с помощью t-критерия Стьюдента не выявила достоверных различий, тем не менее, в процентном соотношении результаты учеников выросли. Можно предположить, что применение данного метода неинформативно для детей с РАС.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, физическая подготовленность, диагностика.

Литература

  1. Волошина Л.Н. Оценка двигательного развития детей с расстройствами аутического спектра / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская, К.Е. Панасенко, Л.В. Шинкарева // Физическая культура. Спорт. Туризм. – 2023. – Т. 8, № 1. – С. 77-82.
  2. Коняхина Г.П. Лечебная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / Г.П. Коняхина, Н.А. Захарова – Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2019. – 81 с.
  3. Махина С.В. Роль психорегуляции в системе психологической подготовки спортсменов с ограниченными возможностями / С.В. Махина, Г.Г. Уляева / Живая психология. – 2015. Т. 2. – № 2 (6). – С. 179-186.
  4. Никольская О.С. Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи / О.С. Никольская // Дефектология. – 2022. – № 5. – С. 3-17.
  5. Потатуев Н.И. Воспитание двигательных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.И. Потатуев, С.Н. Бобкова, И.В. Кулькова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 58. – Ч. 2. – С. 200-203.
  6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). Москва, с. 437. – URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/3181/primernaja-adapti...
  7. Хаванская, Н.И. Аутизм. Дети, которых нужно понять / Н.И. Хаванская // Молодой ученый. – № 11.1 (353.1) – С. 92–95. – URL: https://moluch.ru/archive/353/77589/.
  8. Черкасов В.В. Физкультурно-спортивная ориентация детей ОВЗ / В.В. Черкасов, И.А. Ильиных, А.А. Лаптев // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – № 1 (70). – 2021. – С. 126-132.
  9. Brunsdon V., Happe F. Exploring the «fractionation» of autism at the cognitive level. Autism, 18 (1). 2014. pp. 17-30.
  10. Wing L. & Gould J. «Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification», Journal of Autism and Developmental Disorders. 1979. 9, pp. 11-29.