Влияние физической рекреации студентов с инвалидностью на показатели их психофизиологического статуса

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Е.В. Ведерникова1
Кандидат биологических наук, доцент М.А. Морозова1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Ковязина1
Доцент А.В. Макаров2
1Вятский государственный университет, Киров
2Кировский государственный медицинский университет, Киров

Цель исследования – выявление показателей психофизического статуса студентов с инвалидностью, которые необходимо учитывать при проектировании и организации физической рекреации студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Методика и организация исследования. Научную работу проводили на базе Вятского государственного университета с использованием модуля психомоторных тестов УПФТ-1/30 «Психофизиолог», в ней приняли участие 14 студентов 17-22-х лет, имеющих инвалидность разных нозологических групп и 14 студентов такого же возраста, не имеющих патологии. На основании выполненных тестов (теппинг-теста, простой зрительно-моторной реакции и реакции на движущийся объект) оценивали функциональное состояние нервной системы исследуемого контингента, кроме того определяли уровень реактивной и личностной тревожности.
Результаты исследования и выводы. Показатели психофизиологического статуса студентов с инвалидностью существенно отличаются от таковых у студентов без патологии по ведущему полушарию головного мозга и ведущему анализатору, по уровню активации нервной системы и уровню личностной тревожности. С учетом полученных нами данных разработали методику физической рекреации с элементами реабилитации для студентов с ОВЗ, а также сформулировали рекомендации по ее организации.

Ключевые слова: психофизиологические особенности, студенты с инвалидностью, рекреация, физическая реабилитация.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / Б.Б. Айсмонтас, М.А. Одинцова // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 1. – C. 71-80.
  2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 352 с.
  3. Коданева Л.Н. Динамический контроль нагрузки в процессе занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы / Л.Н. Коданева, Е.С. Кетлерова // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20. – С. 125-131.
  4. Купреева О.И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья / О.И. Куп­реева // Инклюзивное образование, методология, практика, технология. – 2011. – С. 210-211.
  5. Ballard K., McDonald T. Disability Inclusion and Exclusion: Some Insider Accounts and Interpretations. Inclusive Education: International Voices on Disability and Justice. 1999. 110 р.
  6. Moriña A., Biagiotti G. Academic Success Factors in University Students With Disabilities: a Systematic Review. European Jornal of Special Need Education. 2021. Available at: https://doi.org/10.1080/08856257.2021.1940007 (date of access: 01.07.2021).
  7. Pans M., Ubeda-Colomer J., Monforte J., Devis-Devis J. Physical Activity and Accomplishment of Recommendations in University Students with Disabilities: A Longitudinal Study. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol.18 (11). p. 5540.