Показатели восприятия времени у обучающихся в специальной коррекционной и общеобразовательной школах

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор С.М Ахметов1
Доктор медицинских наук, профессор Г.Д. Алексанянц1
Кандидат биологических наук, доцент О.А. Медведева1
А.В. Волков2
Е.Г. Селихова2

1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
2Гимназия №18 имени Героя Советского Союза Анатолия Березового, Краснодар

Цель исследования – определение показателей восприятия времени у детей 10 лет, обучающихся коррекционной и общеобразовательной школ.
Методика и организация исследования. В обследовании участвовали 78 здоровых младших школьников (мальчики 10 лет) и 34 их сверстника, страдающих сенсоневральной тугоухостью (III-IV степень). Использовали компьютерную программу «Исследователь временных и пространственных свойств человека». Применяли тест «Индивидуальная минута» (ИМ) при воспроизведении длительности временного интервала.
Результаты исследования и выводы. У здоровых школьников и у обучающихся со слуховой депривацией отмечено разное количество детей с укороченной ИМ, удлиненной ИМ и нормальной ИМ. Имеются достоверные различия у исследуемых групп детей с укороченной ИМ. Различий показателей при воспроизведении длительности временного интервала световым импульсом не зарегистрировано.

Ключевые слова: восприятие времени, обучающиеся 10 лет, слуховая депривация.

Исследование проводилось в рамках гранта Кубанского научного фонда № ППН‑21.1/27 «Вектор адаптации сенсомоторных систем детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации к образовательным физкультурным технологиям».

Литература

  1. Бойко Е.И. Время реакции человека / Е.И. Бойко. – М.: Медицина, 1964. – 440 с.
  2. Бушов Ю.В. Особенности узнавания длительности простых и комплексных стимулов / Ю.В. Бушов, Г.А. Бормотова, А.С. Иванов // Вестник ТГУ, 2004. – с.
  3. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В.Е. Гмурман. – М.: Высшая школа, 2003. – 481 с.
  4. Давиденко Н.В. Особенности пространственной ориентации младших школьников / Н.В. Давиденко // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». – М.: МГОУ, 2007. – № 1. – С. 74-80.
  5. Друшевская В.Л. Показатели индивидуального восприятия времени у акробатов разной квалификации / В.Л. Друшевская // Физическая культура, спорт – наука и практика. – Краснодар. – 2010. – № 4. – С. 33-35.
  6. Игнатова Е.Б. Определение индивидуальной минуты / Е.Б. Игнатова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:www.medn.ru/statyi/diagnostika/opredelenie-indnvndualnoy-minutyi.html, свободный.
  7. Корягина Ю.В. Хронобиологические особенности адаптации к занятиям различными видами спорта / Ю.В. Корягина // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 7. – С. 24-28.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
  9. Halberg F., Chibisov S., Radysh I., Cornelissen G., Bakulin A. Time structures (chronomes) in us and around us. Monography, Moscow: PFUR, 2005, 186 p.