Особенности жизненной емкости легких у спортсменов, занимающихся подводным апноэ

ˑ: 

Профессор И.А. Толстопятов1
Доцент Е.В. Реди1
А.Н. Лисовик1

1Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

Цель исследования – оценка показателей жизненной емкости легких спортсменов, занимающихся подводным апноэ, среди женщин и мужчин высшего спортивного мастерства.
Методика и организация исследования. В эксперименте принимали участие спортсмены-подводники в возрасте от 22 до 28 лет (30 женщин и 30 мужчин). Все спортсмены были условно разделены на три группы по 20 человек (10 женщин и 10 мужчин): группа А – спортсмены, специализирующиеся в подводном апноэ; группа Б – спортсмены, специализирующиеся на стайерских дистанциях; группа В – спортсмены, специализирующиеся на спринтерских дистанциях. Каждый исследуемый спортсмен специализируется в данной дисциплине подводного спорта не менее пяти лет, входит в состав сборной команды Красноярского края и имеет спортивное звание не ниже кандидата в мастера спорта.
Результаты исследования и выводы. Выполненная работа позволяет резюмировать, что женщины и мужчины, занимающиеся подводным спортом и выступающие в дисциплине апноэ, имеют высокие показатели ЖЕЛ. Интенсивные тренировочные режимы высококвалифицированных спортсменов в циклических видах спорта предъявляют повышенные требования к аппарату внешнего дыхания, а подводное плавание – как раз тот вид спорта, где кардиореспираторная система играет значительную роль.

Ключевые слова: пловцы-подводники, апноэ, тренировочный процесс, морфофункциональные характеристики, спортивная специализация, жизненная емкость легких, спортивная дисциплина, аппарат внешнего дыхания.

Литература

  1. Андреева А.И. Подводный спорт и здоровье: монография / А.И. Андреева, А.И. Мартынов, В.И. Павлов и др. – М.: ДОСААФ СССР, 1980. – 223 с.
  2. Жукова Е.С. Совершенствование соревновательной деятельности в скоростном плавании в ластах у спортсменов 13-14 лет / Е.С. Жукова, В.Е. Аслаева // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. – 2017. – № 1. – С. 35-40.
  3. Московченко О.Н. Подводный спорт и дайвинг: учеб. пособие: Словарь-справочник / сост. О.Н. Московченко, И.А. Толстопятов, А.В. Александров. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 316 с.: ил. КГПУим. В.П. Астафьева, СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, М.: Флинта, М.: Наука.
  4. Реди Е.В. Подводный спорт: учеб. пособие / Е.В. Реди, А.Л. Гринько, Е.А. Фалеева; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. – Красноярск, 2021. – 88 с.
  5. Bendikova E. Lifestyle, Physical and Sports Education and Heaith Benefits of Physical Activity. European Researcher. 2014. No. 69 (2-2). pp. 343-348.
  6. Moskovchenko O., Ivanitsky V., Zakharova L., Tolstopiatov I., Kattsina T., Redi E., Shumakov A., Lylina N., Shibin D. Morphofunctional markers of kinetic aptitude in a sport selection system. Journal of Physical Education and Sports. 2018. pp. 670-676.