Развитие двигательного интеллекта детей как интегральный фактор интенсивного формирования общего интеллекта и здоровья

Фотографии: 

ˑ: 

О.Б. Малков
Кандидат педагогических наук, доцент
В.В. Гожин
Доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи
и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: интеллект, дети, развитие, движение.

Современные условия двигательного развития ребенка от рождения до 7 лет характеризуются резким уменьшением активности. Если проблемы гиподинамии и ее отрицательные последствия очевидны, то уменьшение объема решаемых двигательных задач, ограничения их сложности и тем более несвоевременное, запаздывающее, их предъявление детям порождает функциональное отставание в развитии мозга и как следствие снижение уровня общего интеллекта.

Еще в прошлом веке в научных исследованиях было доказано определяющее значение решения двигательных задач в развитии мозга и соответственно двигательного интеллекта (А. Н. Бернштейн, 1947).

В современной психолого-педагогической практике широкое распространение получил подход, предложенный и обоснованный психиатром и педагогом Гленом Доманом (1996). В его книгах предлагается особая система развития и диагностика «физического интеллекта» начиная с самого раннего возраста. В используемой им системе тестирования хронологический возраст ребенка сравнивается с его реальным нейрологическим возрастом, что позволяет определить уровень развития двигательного интеллекта.

Использованная литература

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 209 с.
  2. Викторов А.Я. Игровая психомоторная подготовка школьников к решению двигательных задач в критических и конфликтных ситуациях: учебно-метод. пособие для студентов ИФК / А.Я. Викторов, О.Б. Малков, В.А. Викторов. – М.: МГПУ, 2012. – 100 с.
  3. Доман Глен. Гармоничное развитие ребенка / Глен Доман. – М. «Аквариум», 1996. – 170 с.
  4. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Палея, М.Д. Дворяшиной. – Л., 1976. – 248 с.
  5. Чошанов М.А. ТМИ – теория множественности интеллекта / М.А. Чошанов. – М.: Директор школы, 2000. – № 3. – С. 69-75.

Информация для связи с автором: malkovoleg@list.ru

Поступила в редакцию 19.03.2014 г.