Социально-психологические аспекты удовлетворенности трудом тренеров северного региона

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Н.И. Хохлова1
Кандидат биологических наук, доцент Т.В. Солтыс1
Кандидат философских наук, доцент Т.А. Родермель1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – выявление психологических аспектов удовлетворенности трудом тренеров спортивных школ северного региона и определение связи компонентов удовлетворенности трудом с личностными особенностями тренеров.
Методика и организация исследования. Использован социально-психологический опрос. Сбор данных проводился в городах ХМАО-Югры. Методы исследования: «Утрехтская шкала увлеченности работой» У. Шауфели (адаптирована Д.А. Кутузовой), «Шкала удовлетворенности жизнью» Е. Динер (E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen и S. Griffin в адаптации Д.А. Леонтьевым и Е.Н. Осиным), «Тест жизнестойкости С. Мадди» (адаптация Е.Н. Осиным и Е.И. Рассказовой), «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцер), «Опросник компонентов удовлетворенности трудом» (Иванова и др.).
Результаты исследования и выводы. Определена прямая корреляционная связь между «уровнем удовлетворенности трудом» и уровнем «самоэффективности», «уровнем увлеченности трудом»; определены закономерности между показателями жизнестойкости и удовлетворенностью трудом. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при реализации деятельности сотрудников организации, в том числе и спортивной. Материалы проведенного исследования актуальны для подготовки специалистов спортивной психологии – спортивных психологов, тренеров, руководителей спортивных организаций.

Ключевые слова: удовлетворенность трудом, тренеры, северный регион, жизнестойкость, самоэффективность.

Литература

  1. Захарова Ф.А. Здоровье и спорт в условиях севера / Ф.А. Захарова // Сибирский медицинский журнал. – 2013. – № 3. – С. 84-89.
  2. Иванова Т.Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т.Ю. Иванова, Е.И. Рассказова, Е.Н. Осин // Организационная психология. – 2012. – Т. 2. – № 3. – С. 2-15.
  3. Лозовая Г.В. Удовлетворенность тренеров спортивных школ своей профессиональной деятельностью: дис. ... канд. психол. Наук / Г.В. Лозовая. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 168 c.
  4. Мальцева А.А. Анализ уровня удовлетворенности спортивных тренеров / А.А. Мальцева // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 5. – С. 50-53.
  5. Мандрикова Е.Ю. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников / Е.Ю. Мандрикова // Организационная психология. – 2012. – Т. 2. – № 4. – С. 2-22.
  6. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.
  7. Хохлова Н.И. Наличие и специфика моббинга среди сотрудников спортивной школы / Н.И. Хохлова, Л.Г. Уляева, Е.Н. Долгова // Вестник спортивной науки. – 2021. – № 5. – С. 66-71.
  8. Хохлова Н.И. Удовлетворенность трудом тренеров зрелого возраста, работающих в спортивных школах северного региона / Н.И. Хохлова, Е.О. Панова // Северный регион. – 2023. – № 1. – С. 53-61
  9. Herzberg F. One more time: how do you motivate employees? Harvard Business Review. 2003. No. 81. pp. 87-96.