Шахматы как третий урок физической культуры в общеобразовательной школе

Фотографии: 

ˑ: 

Е.А. Никанова
Аспирантка
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи
и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: творческое мышление, шахматы, подростки, образование, проблемная ситуация, воображение.

Введение. Школьное образование подвергается постоянным реформам как на уровне структурной организации, так и в содержательном плане. В 2011 г. вступил в силу закон о введении обязательного третьего урока физической культуры в общеобразовательных учреждениях (приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889), что повлекло за собой ряд вопросов, в основном касающихся предметной области данного урока, а также наличие соответствующей материальной базы в школах.

К сожалению, большинство государственных школ оказались просто не готовыми к данному нововведению как в учебно-организационном, так и в материальном плане. Выбор учебно-тренировочного предмета в значительной мере проходил стихийно и не имел четкого научного и эмпирического обоснования. Таким образом, данная проблема содержит как теоретический, так и практический компоненты. Важными моментами здесь являются логико-содержательное обоснование внедрения определенного предмета в образовательную структуру, а также системная разработка программы по развитию определенных способностей учеников согласно их потребностям в определенном возрастном периоде.

В качестве учебно-тренировочного предмета нами предложены шахматы. Сочетая в себе учебную, спортивную и игровую деятельность, они являются эффективным средством развития таких качеств человека, как воля к победе, решительность, сосредоточенность, интеллектуальная выносливость; способствуют развитию памяти, логического и творческого мышления, критичности мышления, а также повышают уровень концентрации внимания. Не случайно шахматы называют «гимнастикой ума».

Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Сборник. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 637 с.
  2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
  3. Неверкович С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе / С.Д. Неверкович // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. – № 2. – С. 11–15.

Информация для связи с автором: lekanik@mail.ru

Поступила в редакцию 05.03.2014 г.