Детерминанты становления и развития специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

ˑ: 

Соискатель О.А. Озерова2
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова2
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
2Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Цель исследования – выявить факторы развития профессиональной подготовки специалистов в области адаптивной физической культуры.
Методика и организация исследования. Проведен поиск и отбор публикаций, размещенных на платформе elibrary.ru, за период 1996-2023 гг. Поиск производился по наличию в названиях, ключевых словах, аннотациях, полных текстах статей конструкта «адаптивная физическая культура». Генеральную совокупность составили 6400 статей. В выборку для проведения анализа отобраны 410 статей, посвященных различным аспектам профессиональной подготовки кадров по АФК.
Результаты исследования и выводы. Анализ информационных источников, освещающих вопросы подготовки кадров для сферы адаптивной физической культуры, позволил выявить предпосылки и условия развития данной области профессионального образования, к которым можно отнести социальные, исторические, институциональные, педагогические, научные и технологические факторы.
Выявленные детерминанты позволяют обратить внимание ученых и педагогов на области социальной и профессиональной практики, которые создают условия и цели развития педагогики АФК, транслируют ценности, знания и навыки, а также определять, как в будущем может развиваться профессия, какие качества специалиста будут востребованы.

Ключевые слова: факторы, развитие, профессиональная подготовка, специалисты, адаптивная физическая культура.

Литература

  1. Алексеева О.П. Технологические инновации в области адаптивной физической культуры / О.П. Алексеева // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 2. – С. 114-119.
  2. Горелик В.В. История адаптивной физической культуры: учеб. пособие / В.В. Горелик, В.А. Рева. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. – 111 с.
  3. Горелов А.А. К проблеме снижения количества защищаемых кандидатских и докторских диссертаций по новым научным специальностям 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка, 5.8.5. Теория и методика спорта, 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура / А.А. Горелов, О.Г. Румба // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2023. – № 1. – С. 1-13.
  4. Клименко И.В. Этапы становления подготовки специалистов адаптивной физической культуры в историческом аспекте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 3 (51). – С. 34-39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-podgotovki-spetsial... (дата обращения: 27.10.2023).
  5. Малева Т.М. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики / Т.М. Малева, С.А. Васин, О.Ю. Голодец, С.В. Бесфамильная // Бюро экон. анализа. – М.: РОССПЭН, 1999. – 367 с.
  6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093». URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400450248/?ysclid=loagtsuu6...(дата обращения: 27.10.2023).
  7. Положение инвалидов. https://rosstat.gov.ru/folder/13964
  8. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2003. – 448 с.
  9. Чепик В.Д. К вопросу о создании программ в системе повышения квалификации тренерских кадров в спорте инвалидов // В.Д. Чепик, Г.А. Бобков, А.С. Сидоров // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 5. – С. 55-58. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sozdanii-programm-v-sistem... (дата обращения: 29.10.2023).
  10. Чешихина В.В. Исследование основных проблем подготовки спортсменов с ограниченными возможностями / В.В. Чешихина, В.В. Селезнев, В.А. Чешихин // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 3. – С. 50-52.
  11. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: методология и развитие в сфере высшего профессионального образования: автореферат дис. докт. пед. наук: 13.00.04, 13.00.08 / Л.В. Шапкова // СПб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2003. – 58 с.