Связь особенностей межполушарной асимметрии с выбором способа движений ногами на этапе начального обучения плаванию

Фотографии: 

ˑ: 

Д.А. Лаврентьева
Аспирантка
А.Ю. Александров
Кандидат педагогических наук, доцент
Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Московская область

Ключевые слова: обучение, плавание, межполушарные асимметрии.

В процессе двигательной деятельности одной из особенностей морфофункциональной организации головного мозга является билатеральная асимметричность двигательного аппарата. Исследования ряда ученых показали, что индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) является основой индивидуальных особенностей двигательной деятельности.

Межполушарная асимметрия – одна из фундаментальных закономерностей деятельности мозга – генетически детерминирована и находится под влиянием спортивного тренинга [4–6].

В современной методике обучения плаванию имеется значительное количество информации по начальному обучению плаванию различных возрастных категорий населения. Большинство специалистов рекомендуют начинать обучение с одного-двух (схожих по структуре) способов плавания [1–3]. Однако в научно-методической литературе недостаточно подробно раскрыты вопросы, касающиеся индивидуальных особенностей людей разных возрастных категорий на этапе начального обучения плаванию. В связи с этим большинство тренеров не учитывают предрасположенности обучаемого к тому или иному способу плавания. Это объясняется еще и тем, что обучить группу детей различными способами плавания сложнее.

Литература

  1. Александров А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами: учебно-метод. пособие. Изд. 1 /А.Ю. Александров, Л.С. Малыгин. – Малаховка:МГАФК, 2007. – 44 с.
  2. Бердическая Е.М. Координационные характеристики произвольных движений человека в связи с индивидуальным профилем асимметрии / Е.М. Бердичевская // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2004. – № 1–4. – С. 45–51.
  3. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для вузов / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 400 с.
  4. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник / И.Л. Ганчар. – Мн.: Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. – 352 с.
  5. Зернов В. И. Плавание: метод. пособие. Практикум по разделу «Методика обучения» (700 упражнений для обучения навыку плавания) В.И. Зернов, В.Г. Ярошевич. – Мн.: ГИПП, Промпечать, 1998. – 88 с.
  6. Коган А.Б. О значении функциональной латерализации в формировании сложных двигательных актов у спортсменов / А.Б. Коган, А.Б. Порошенко, П.Н. Ермаков, Г.А. Кураев // Физиология человека. – 1982. – № 6. – С. 989–991.
  7. Лебедев В.М. Прояление симметрии–асимметрии в некоторых функциях организма спортсмена / В.М. Лебедев // Теория и практика физ культуры. – 1970. – № 1. – С. 23–26.
  8. Лобзин О.В. Методика определения функциональной асимметрии у человека / О.В. Лобзин // Вопросы морфологии, физиологии, биохимии и авиационной медицины. – М., 1968. – С. 106–108.

Информация для связи с автором: lavrdasha-lisa@mail.ru

Поступила в редакцию 26.03.2014 г.