Возможности и барьеры вовлечения лиц с ОВЗ и инвалидностью в занятия физкультурой и спортом

ˑ: 

Доктор социологических наук, профессор В.Н. Минина1
Доктор экономических наук С.А. Иванов1
М.В. Паневина2

1Институт прикладных политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва
2Ресурсный центр полевых исследований и опросных технологий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

Цель исследования – анализ факторов, способствующих и препятствующих вовлеченности людей с ограничениями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в систематические занятия физкультурой и спортом.
Методика и организация исследования. Проведен общероссийский выборочный опрос: населения, имеющего ограничения по здоровью, в возрасте от 18 до 80 лет и старше (604 респондента, имеющие ограничения по здоровью, в том числе инвалидность, их них: 22,2% с первой группой инвалидности, 31,5% – второй и 38,2% – третей, отсутствует инвалидность, но есть ограничения по здоровью у 8,1% респондентов); опрос тренеров и инструкторов, работающих в сфере адаптивного спорта: спорт глухих, спорт слепых, спорт ПОДА (поражением опорно-двигательного аппарата), спорт ЛИН (лиц с интеллектуальными нарушениями) (323 эксперта, среди которых 67,8% имеют стаж работы в адаптивном спорте свыше пяти лет). Интернет-опрос проведен по специально разработанным анкетам. Более половины (58,2%) опрошенных тренеров и инструкторов работают как со взрослыми, так и с детьми. Категории инвалидов, с которыми работают тренеры и инструкторы, включают лиц со следующими видами нозологий: нарушение опорно-двигательного аппарата (65,3%), нарушение слуха (41,8%), нарушение зрения (25,7%), ментальные нарушения (35,6%).
Результаты исследования и выводы. Установлено, что значительное число людей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) и инвалидностью осознают значимость физической активности для поддержания и укреп­ления здоровья, для улучшения психологического самочувствия и более успешной социализации, и они активно занимаются физкультурой и спортом. Выявлены три группы барьеров, препятствующих вовлеченности данной категории населения в сферу физкультуры и спорта: индивидуальные барьеры; барьеры, связанные с доступностью физкультурно-спортивной инфраструктуры; барьеры, обусловленные неудовлетворенностью существующими условиями для занятий физической активностью.

Ключевые слова: лица с ограничениями здоровья и инвалидностью, физкультура, спорт, активность, возможности, барьеры.

Литература

  1. Авилова И.А. Финансирование и популяризация адаптивного спорта среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / И.А. Авилова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – Т. 10. – № 1 (34). – С. 59-61.
  2. Гонохов А.Г. Популяризация физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями / А.Г. Гонохов, Е.В. Домашова, И.Ю. Курносова // Вестник университета. – 2019. – № 6. – С. 168–172.
  3. Дудко А.В. Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта / А.В. Дудко, Н.И. Батанцев, А.В. Цындрина // Научный сетевой журнал «Столыпинский Вестник». – 2023. – № 2. – С. 964-970.
  4. Симашенков П.Д. Актуальные проблемы организации адаптивного спорта в Российской Федерации / П.Д. Симашенков, А.В. Буков // Вестник международного института рынка. – 2018. – № 2. – С. 100-105.
  5. Создание условий для занятий физической культурой и спортом инвалидов, включая детей-инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья: итоги 2021 года и основные мероприятия на 2022 год // Аналитический вестник. – № 19 (809) – М.: Издание Совета Федерации, 2022. – 155 с.