Развитие равновесия у детей с депривацией зрения на занятиях адаптивной физической культурой

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Киэлевяйнен1
Кандидат биологических наук Е.А. Хижкин2
Магистрант Л.В. Карпина3
1Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск
2Карельский научный центр РАН, Петрозаводск
3Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – сравнение показателей развития равновесия у детей с депривацией зрения, занимающихся разными видами адаптивной физической культуры – голболом или катанием на коньках в условиях внеурочной деятельности.
Методика и организация исследования. В ходе сравнения были сформированы две экспериментальные группы, в каждой по девять детей с депривацией зрения разного характера. В каждой группе было по одному участнику с тотальной слепотой. Возраст участников – 8-12 лет. В рамках внеурочной деятельности группа № 1 посещала занятия по голболу, группа № 2 – занятия по катанию на коньках. Динамика развития статического равновесия определялась при помощи пяточно-носочной пробы Ромберга с открытыми глазами, пробы Ромберга с закрытыми глазами, теста Е.Я. Бондаревского. Динамика развития динамического равновесия определялась при помощи теста по В.И. Ляху.
Результаты исследования и выводы. По окончании научной работы анализ результатов выполнении пробы Ромберга с закрытыми глазами показал практически одинаковый прирост показателей в обеих группах – 39,6% у детей, занимавшихся голболом, и 39,1% у детей, занимавшихся катанием на коньках, в показателях пяточно-носочной пробы Ромберга наблюдается существенная разница: у детей, занимавшихся катанием на коньках, прирост составил 116,6%, тогда как у детей, занимавшихся голболом, – 52,9%. Результаты в тесте Е.Я. Бондаревского свидетельствуют о большем приросте показателей в группе детей, занимавшихся голболом, чем в группе детей, занимавшихся катанием на коньках: 160% и 133%, соответственно.  По результатам теста на определение динамического равновесия (В.И. Лях) в группе № 1 наблюдается прирост 37,5%, в группе № 2 – 36,8%, однако статистически достоверное уменьшение среднего значения есть только в группе № 1. Результаты исследования можно применить при разработке реабилитационных программ по развитию координации (равновесия) для детей с депривацией зрения.

Ключевые слова: депривация зрения, равновесие, голбол, катание на коньках, адаптивная физическая культура.

Литература

  1. Блошкина Н. М. Эффективность применения средств развития функции равновесия в физическом воспитании детей с нарушением зрения 5-6 лет / Н.М. Блошкина, М.А. Вершинин // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 3. – С. 50-52.
  2. Дворянинова Е.В. Развитие равновесия у детей 8-9 лет с нарушением зрения / Е.В. Дворянинова, Е.А. Жавнерчик // Физкультура, спорт, здоровье. – 2016. – С. 435-439.
  3. Дворянинова Е.В. В. Эффективность применения голбола с целью развития равновесия у детей 9-10 лет с нарушениями зрения / Е.В. Дворянинова, А.И. Солдатенкова, А.В. Шибко. – 2021.
  4. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  5. Положение инвалидов / [Электронный ресурс] // Росстат: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 11.07.2023).
  6. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2003. – 448 с.: ил. Т11 15ВМ 5-85009-855-0
  7. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
  8. Jazi S. D. et al. Effect of selected balance exercises on the dynamic balance of children with visual impairments. Journal of Visual Impairments & Blindness. 2012. Vol. 106. No. 8. pp. 466-474.
  9. Rogge A.K. Balance, gait, and navigation performance are related to physical exercise in blind and visually impaired children and adolescents. Experimental brain research. 2021. Vol. 239. pp. 1111-1123.