Интегративный подход в системе подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике

ˑ: 

Кандидат биологических наук, профессор Т.С. Лисицкая1
Аспирант Пэн Цун1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – определить влияние средств хореографии в единстве с предметной подготовкой (на примере упражнения с мячом и лентой) спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой на этапе спортивной специализации.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в Клубе художественной гимнастики Ляонин Цзиньманьсин, в г. Шэньян. В нем приняли участие 20 гимнасток II разряда (по классификации Министерства спорта КНР). Упражнения с мячом и лентой включались в занятия у опоры, соблюдая логику движений классического танца и предмета.
Результаты исследования и выводы. Интегративный подход, к системе спортивной хореографии в художественной гимнастике на тренировочном специализированном этапе, заключается в реализации принципа интеграции и обеспечивает целостность и системность учебно-педагогического процесса.
Интегрирование хореографии у опоры и на середине зала, включая равновесия, повороты, прыжки, акробатические элементы и движения с предметами (на примере мяча и ленты), позволяет повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и успешность соревновательной деятельности.

Ключевые слова: интегративное обучение, спортивная хореография, художественная гимнастика.

Литература

  1. Борисенко С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки: автор. дис. … канд. пед. наук / С.И. Борисенко. – СПб., 2000. – 21 с.
  2. Винер И.А. К вопросу об экспертной оценке исполнительского мастерства в художественной гимнастике / И.А. Винер // Материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Л.П. Орлова. – СПб., 2001. – С. 102-104.
  3. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. … докт. пед. наук / И.А. Винер-Усманова. – СПб. – 2013. – 36 с.
  4. Винер-Усманова И.А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехова. – М.: Человек, 2014. – 200 с.
  5. Гинкевич И.В. Методика проведения занятий с усложненными элементами по формированию «школы движений» на тренировочном этапе спортивной подготовки для сложно-координационных видов спорта. Ч.3 Кн.II / И.В. Гинкевич. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. – 216 с.
  6. Гинкевич И.А. Организация и проведение занятий по методике «школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта / И.А. Гинкевич // Вестник МГУКИ. – 2017. – № 3 (77). – С. 220-225.
  7. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: учеб.-метод. пособие / И.Г. Есаулов. – 3-е изд., стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2017. – 160 с.
  8. Лисицкая Т.С. Пути совершенствования технической подготовки в упражнениях с предметами / Т.С. Лисицкая, Р.Ш. Кокошвили, В.Ю. Сосина // Гимнастика. Вып. 2. – М., 1982. – С. 67-71.
  9. Лисицкая Т.С. Экзерсис с предметами в художественной гимнастике / Т.С. Лисицкая, Т.В. Бекина // Гимнастика. Вып. 2. – М., 1980. – С. 68-70.
  10. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике: учебное пособие для вузов / Т.C. Лисицкая. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт. 2017. – 163 с. – Серия Университеты России.
  11. Румба О.Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике: учеб. пособие / О.Г. Румба. – Изд. 2-е доп. и перераб. – Белгород: ЛитКараВан, 2013. – 144 с.
  12. Терехина Р.Н. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов: метод. пособие / Р.Н. Терехина, Ю.Е. Титов, Л.И. Турищева. – СПб.: б.и., 1991. – 32 с.