Социально-психологические факторы активизации физкультурно-спортивной деятельности молодежи

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент О.А. Романко1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1
Аспирант А.В. Беляев1
1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Цель исследования – выявить социально-психологические факторы активизации состязательной физкультурно-спортивной деятельности молодежи.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» с участием 409 студентов (юноши – 142, девушки – 267) 1-3-х курсов. Для оценки стиля межличностного взаимодействия участников исследования использовали опросник К. Томаса – Р. Киллмана «Стратегия поведения в конфликтной ситуации». Для изучения готовности к участию в спортивных соревнованиях студентов использовался опросник «Отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности». Для определения выраженной потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений применялся опросник «Потребность в достижении успеха» Ю.М. Орлова.
Результаты исследования и выводы. Проведенный эксперимент показал важность учета стратегий поведения студентов, демонстрируемой в межличностном взаимодействии при подборе соревновательных форм. Вместе с этим, необходим поиск других социально-психологических факторов, обуславливающих готовность молодых людей к участию в состязательной физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: стратегия взаимодействия, готовность, потребность в достижении успеха, студенты, соперничество, профили поведения.

Литература

  1. Володина С.А. Приоритетные стратегии поведения в конфликте студентов педагогического вуза / С.А. Володина // Преподаватель XXI век. – 2014. – № 1-1. – С. 186-190.
  2. Каримова В.Г. Стратегии поведения в конфликте и эмоциональная зрелость студентов педагогического вуза: определение взаимосвязей / В.Г. Каримова, Р.А. Валиев, Л.А. Максимова, С.А. Минюрова // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12. – № 6. – С. 55-78.
  3. Кузнецова Е.Б. Особенности взаимосвязи тендерной идентичности и стремления к соперничеству / Е.Б. Кузнецова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – № 20 (49). – С. 319-323.
  4. Лубышева Л.И. Современные социальные противоречия массового спорта / Л.И. Лубышева, Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 9. – С. 3-5.
  5. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: коллект. монография / под ред. Л.И. Лубышевой. М., 2017. – 200 с.
  6. Манжелей И.В. Метод проектов в формировании физкультурных компетенций у бакалавров / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 12. – С. 16-18.
  7. Пащенко Л.Г. Диагностический инструментарий оценки субъективного отношения студентов к состязательной дея­тельности в процессе физической активности / Л.Г. Пащенко // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 446. – С. 183-190.