Средства сложнокоординационной направленности в повышении адаптационных возможностей и работоспособности курсантов

ˑ: 

Ю.Е. Ситников1, 2
Доктор педагогических наук, профессор М.Д. Кудрявцев1, 2, 3
Кандидат педагогических наук Д.А. Черменев2
Кандидат философских наук, доцент Н.Н. Нагорный2
Доцент Н.В. Ивашко3
1Сибирский федеральный университет, Красноярск
2Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск
3Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

Цель исследования – обосновать использование средств сложнокоординационной направленности в улучшении общего состояния здоровья, повышении адаптационных возможностей и работоспособности у обучающихся.
Методика и организация исследования. Для проведения эксперимента были организованы две группы курсантов 2-го курса – контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). Отличительной особенностью работы в экспериментальной группе являлся подход, обеспечивающий развитие физических качеств с учетом влияния упражнений сложнокоординационного характера. Это, прежде всего, упражнения, связанные с предельной психофизической мобилизацией, способностью к переключению внимания, пространственной, временной и динамической точности движения. Все упражнения требуют повышенной концентрации внимания с использованием защитно-атакующих и тактико-специальных действий.
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты экспериментальной работы показали, что обучающиеся, увлеченные спортом и здоровым образом жизни, имеют более высокую работоспособность, чем их сверстники и, как следствие, у них ярко выраженные когнитивные способности в области знаний.

Ключевые слова: физическое воспитание, курсанты, физическая культура и спорт, здоровье, рекреация, активность человека, работоспособность.

Литература

  1. Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России. Монография / С.В. Алексеев, М.Я. Виленский, Р.Г. Гостев идр. – М.: ООО НИЦ «Еврошкола», Воронеж, ООО «Издательство РИТМ», 2017. – 500 с.
  2. Дианова Е.И. Двигательная активность как фактор умственной работоспособности подростков / Е.И. Дианова // Актуальные проблемы физического воспитания и физкультурного образования в Восточной Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (26 апреля 2013 г.). В 2 т. Т. 2. – Иркутск: ГЦОЛИФК, 2013, – С. 44–48.
  3. Кутергин Н.Б. Средства формирования сложнокоординационных навыков у курсантов образовательных организаций МВД России / Н.Б. Кутергин, А.Н, Кулиничев, А.Н. Воротник // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 3 (25) – С. 119-121.
  4. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
  5. Макеева В.С. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры: учебное пособие для высшего профессионального образования / В.С. Макеева, З.С. Тинькова. – Орел: ФГБОУ ВПО «Государственный университет – УНПК», 2012. – 193 с.
  6. Соколов Н.Г. Рекреация и двигательная реабилитация при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие / Н.Г. Соколов, В.П. Овчинников. – СПб., РГГМУ, 2016. – 44 с.
  7. Томилов А.С. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков 14-15 лет на уроках физической культуры / А.С. Томилов // Актуальные проблемы физического воспитания и физкультурного образования в Восточной Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (26 апреля 2013 г.). В 2 т. Т. 2. – Иркутск: ГЦОЛИФК, 2013, – С. 103–107.