Применение оздоровительно-рекреативных технологий в физическом воспитании студентов-первокурсников для снижения негативного влияния стрессогенных факторов социальной и природной среды

ˑ: 

Аспирант Ю.В. Лепихина
Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – экспериментально обосновать необходимость применения оздоровительно-рекреативных технологий в физическом воспитании студентов-первокурсников для снижения негативного воздействия стрессогенных факторов и повышения стрессоустойчивости обучающихся.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на кафедре физической культуры Сургутского государственного университета в течение 2022-2023 учебного года. В начале и по окончании учебного года было протестировано 46 студентов-первокурсников технических направлений подготовки бакалавриата (юноши). Были использованы методики: шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина; метод анализа вариабельности сердечного ритма с применением АПК «Варикард».
Результаты исследования и выводы. На основании теоретического анализа научной и научно-методической литературы, а также полученных в ходе исследовательской работы результатов был разработан алгоритм применения оздоровительно-рекреативных технологий в физическом воспитании студентов вузов с целью снижения негативного влияния стрессогенных факторов на психоэмоциональное и функциональное состояние студентов, здоровье в целом.
В качестве основы для рекомендации использования рекреативно-оздоровительных технологий в физическом воспитании, имеющих различную направленность воздействия, предлагается учет показателя активности регуляторных систем (ПАРС) и стресс-индекса (SI) обучающихся, характеризующих их вегетативный гомеостаз.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, студенты-первокурсники, физическое воспитание, оздоровительно-рекреативные технологии.

Литература

  1. Лепихина Ю.В. Обоснование проведения рекреативных физкультурно-оздоровительных мероприятий для студентов вузов в межсеместровый период / Ю.В. Лепихина, Н.В. Пешкова // Физическая культура, спорт и молодежная политика в условиях глобальных вызовов: матер. междунар. науч. конгресса, Екатеринбург, 14-20 ноября 2022 г. – Екатеринбург, 2022. – С. 280-285.
  2. Пешкова Н.В. Обоснование реализации комплекса рекреационно-оздоровительных мероприятий в вузе на основе оценки психоэмоционального состояния студентов-первокурсников / Н.В. Пешкова, Ю.В. Лепихина // Спорт. Человек. Здоровье: матер. XI междунар. конгресса, Санкт-Петербург, 26-28 апреля 2023 г. – СПб., 2023. – С. 545-547.
  3. Пешкова Н.В. Применение рекреационно-оздоровительных технологий в вузе для нормализации психоэмоционального состояния студентов / Н.В. Пешкова, Ю.В. Лепихина // Физическая культура и здоровье молодежи: сб. тезисов XIX Всерос. науч.-практ. конф., 17 февраля 2023 г. – СПб.: СПбГУП, 2023. – С. 118-120.
  4. Степина Н.В. Стрессоустойчивость студентов 1 и 4 курсов разных профилей обучения в вузе / Н.В. Степина, А.С. Воробьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-3. – С. 461-464.
  5. Чернышева И.В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов / И.В. Чернышева, М.В. Шлемова, Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 1 (05). – С.74-77.