Воспитание коллектива в фехтовании: возможности средового подхода и артпедагогики

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Лобанов1
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Ревякина1
1Томский государственный педагогический университет

Цель исследования – раскрытие особенностей и возможностей использования специализированной среды для воспитания спортивного коллектива методами артпедагогики.
Методика и организация исследования. Исследование осуществлено на примере коллективов, профильной деятельностью которых является фехтование. Авторы исходят из представления о том, что эстетизация соревновательного процесса не является достаточным основанием для эффективного воспитания коллектива в ракурсе идей артпедагогики, вследствие чего необходимы целенаправленные управленческие и организационно-педагогические усилия для создания эстетически ценного предметно-пространственного наполнения тренировочного процесса.
Результаты исследования и выводы. Анализ практики спортивных коллективов («Виктория», «Мушкетеры Сетуни», «Флоретт», «Мушкетер») позволил установить воспитательную целесообразность включения обучающихся как в существующую специализированную среду, эстетически отражающую спортивную деятельность, так и в процессы создания такой среды, приобретающей вследствие этого уникальную соразмерность конкретному коллективу. Также в результате исследования выявлено, что универсализация спортивных объектов снижает эффективность применения средового подхода и методов артпедагогики для воспитательной работы в спортивных коллективах.

Ключевые слова: история спортивной педагогики, спортивный коллектив, воспитание в спортивном коллективе, средовой подход в фехтовании, артпедагогика в спорте.

Литература

  1. Колчанова Т.И. Фехтование в лицах / Т.И. Колчанова. – Москва: Глосса-К, 2002. – 220 с.
  2. Лейтман Л.Г. Мушкетеры Сетуни / Л.Г. Лейтман. – Москва: [б.и.], 2007. – 256 с.
  3. Лобанов В.В. Античные идеалы воспитания гражданина-воина в коллективах артистического фехтования / В.В. Лобанов // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 10. – С. 46-48.
  4. Лоу Б. Красота спорта: междисциплинарное исследование; пер. с англ. И.Л. Моничева; под общей ред. В.И. Столярова / Б. Лоу. – Москва: Радуга, 1984. – 256 с.
  5. Мочалов Б.В. История развития фехтования в Екатеринбурге (1941-1997) / Б.В. Мочалов. – Екатеринбург: УрО РАН, 2000. – 196 с.
  6. Никонова С.Б. Эстетизация как парадигма современности. Философско-эстетический анализ трансформационных процессов в современной культуре: автореф. дис. … докт. филос. наук (09.00.04) / С.Б. Никонова. – Санкт-Петербург, 2013. – 42 с.
  7. Раш К.Б. Приглашение к бою / К.Б. Раш. – Москва: Советская Россия, 1984. – 128 с.
  8. Слепцов П.В. От юности к зрелости (К сорокалетию фехтовального клуба «Виктория») / П.В. Слепцов. – Новосибирск: Виктория, 2008. – 50 с.
  9. Фехтование: дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта для реализации в организациях дополнительного образования в группах спортивно-оздоровительного этапа подготовки. – Москва: Человек, 2015. – 56 с.