Сравнительный анализ мотивов тренера в коммерческой и некоммерческой спортивной организации

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Н.Л. Ильина1
Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Луткова2
Кандидат педагогических наук, профессор Л.А. Егоренко2
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Баранова2
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – сравнить степень выраженности мотивов профессиональной деятельности у тренеров коммерческой и некоммерческой спортивной организации.
Методика и организация исследования. Использовалась методика «Возможность реализации мотивов» (ВРМ) В.И. Доминяка, Е.А. Родионовой. В исследовании приняли участия тренеры командных видов спорта города Санкт-Петербурга (n=40, мужчины, возраст 24-28 лет, стаж профессиональной деятельности от 3 до 5 лет). «Футболенд» – детская школа футбола (коммерческая организация) и спортивная школа Красносельского района г. Санкт-Петербург (некоммерческая организация).
Результаты исследования и выводы. Получены данные о том, что в некоммерческой организации для тренеров важными являются мотивы: уважение со стороны других людей, социальный престиж, карьерный рост, азарт профессиональной конкуренции. Тренеры некоммерческой организации считают, организация не предоставляет им возможности для полноценной реализации этих мотивов. В коммерческой организации для тренеров важными являются мотивы: повышение своей профессиональной компетенции и удовлетворение от процесса деятельности. Коммерческая организация помогает тренерам реализовать такие мотивы профессиональной деятельности, как удовлетворенность от процесса деятельности, ощущение свободы и самостоятельности в принятии решений, возможности самореализации в профессии.
Полученные данные целесообразно использовать в работе с тренерским составом, как на моменте принятия специалиста в организацию с целью уточнения реальных возможностей организации в удовлетворении мотивационных ориентаций тренера, так и в процессе его профессиональной реализации для профилактики профессионального выгорания.

Ключевые слова: тренер, профессиональная мотивация, реализация мотивов профессиональной деятельности, спортивная организация.

Литература

  1. Доминяк В.И. Вовлеченность сотрудников: мотивационный аспект / В.И. Доминяк, Е.А. Родионова // Глобальные риски – локальные решения: сборник материалов ежегодной международной междисциплинарной научно-практической конференции. Балтийский институт экологии, политики и права, Балтийский институт иностранных языков и межкультурного сотрудничества. 18 мая 2016 г., Санкт-Петербург / Под общей ред. А.Е. Рейфе. – СПб: БИЭПП, БИИЯМС, Изд-во «НИЦ АРТ», 2016. – С. 198-203.
  2. Кандаурова Н.В. Мотивация тренеров спортивных школ к профессиональной деятельности / Н.В. Кандаурова // Спортивный психолог, 2013. – № 3 (30). – С. 28–31.
  3. Колосова Л.В. Факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности фитнес-тренера (по результатам опроса фитнес-тренеров, работающих в фитнес-клубах Москвы) / Л.В. Колосова, О.Н. Степанова // Материалы IV очно-заочной научной конференции молодых ученых «Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики»; МПГУ, Москва. – М., 2020. – С. 106-110.
  4. Перевезенцева А.В. Роль морального и материального стимулирования в деятельности тренера / А.В. Перевезенцева // Молодой ученый. – 2022. – № 26 (421). – С. 263-265.
  5. Пожарская Е.Л. Парадигмы развития процессов мотивации / Е.Л. Пожарская, Н.А. Дебердеева. // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2016. – № 9. – С. 48-51.
  6. Полищук К.А. Мотивация персонала в организации / К.А. Полищук // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №. 6-1. – С. 52-55.