Структура и алгоритм дифференцированной диагностики и оценки специальной физической и функциональной подготовленности пловцов

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор И.Н. Солопов1, 4
Доктор педагогических наук, доцент Т.Г. Фомиченко1
Заслуженный тренер СССР и РФ В.Б. Авдиенко1, 3
Доктор педагогических наук, доцент И.В. Бганцева1, 2
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
2Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
3Всероссийская федерация плавания, Москва
4Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва

Цель исследования – разработать структуру методики и алгоритм дифференцированного контроля специальной физической и функциональной подготовленности пловцов в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей на разных этапах спортивной подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривается структура и общий алгоритм диагностики и оценки специальной (физической и функциональной) подготовленности пловцов. Контроль подготовленности спортсменов производится последовательно и включает четыре этапа: этап диагностирования (тестирования); этап обработки, анализа и оценки результатов диагностирования; этап визуализации; этап сбора и архивации результатов. Этап обработки, анализа и оценки результатов диагностирования осуществляется дифференцированно в соответствии с различной половой принадлежностью, уровнем спортивной квалификации (результативности), способом плавания, дистанционной специализацией и ролью разных функциональных свойств обеспечении специальной физической работоспособности на этапах многолетней тренировки. Траектория дифференцированной и интегративной оценки результатов диагностирования подготовленности пловцов предусматривает нормализацию (приведение к единой шкале) числовых значений результатов тестов и их оценки по дифференцированной шкале. При этом для интегративной оценки подготовленности оценочные баллы результатов всех тестов усредняются, а для выяснения структуры и манифестации слабых и сильных сторон подготовленности визуализируется каждый из наблюдаемых показателей. Представление (визуализация) оценок двух типов (интегративная и дифференцированная) производится и в виде графического изображения, и в цифровом выражении. Обеспечивается возможность ранжирования результатов тестов для определяемых групп спортсменов. Предусматривается возможность сравнения результатов тестов конкретного пловца в динамике последовательных наблюдений. Полученные результаты архивируются на сервере.

Ключевые слова: пловцы, специальная физическая подготовленность, функциональная подготовленность, дифференцированная оценка, контроль.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК № 777-00036-23-01 (тема № 001-22/1).

Литература

  1. Авдиенко В.Б. Искусство тренировки пловца. Книга тренера / В.Б. Авдиенко, И.Н. Солопов. – М.: ИТРК, 2019. – 320 с.
  2. Верхошанский Ю.В. Теоретико-методические подходы к реализации идеи управления тренировочным процессом / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. – 1981. – № 4. – С. 8-11.
  3. Никитушкин В.Г. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 10. – С. 19-22.
  4. Солопов И.Н. Методологические основы дифференцированного контроля и оценки специальной физической и функциональной подготовленности пловцов на разных этапах многолетней спортивной тренировки / И.Н. Солопов, В.Б. Авдиенко, Т.Г. Фомиченко, И.В. Бганцева // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 9. – С. 9-11.
  5. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов: учебное пособие / В.С. Фомин. – М.: МОГИФК, 1984. – 64 с.
  6. Lorna B., Lyons M., Mccreesh K. et al. International survey of training load monitoring practices in competitive swimming: How, what and why not? Physical Therapy in Sport. Vol. 53. January 2022. pp. 51-59.