Адаптация степени напряжения регуляторных систем к активным физическим нагрузкам детей с ДЦП

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Гросс1
Аспирант Д.О. Хрекин1
Кандидат педагогических наук Т.Л. Шарова1
Кандидат медицинских наук В.А. Клендар1
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

Цель исследования – изучение уровня адаптационных возможностей организма детей с ДЦП на основе анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР), определяемого до и после выполнения активных физических упражнений в реабилитационном занятии.
Методика и организация исследования. В научной работе участвовало 303 ребенка в возрасте от 5 до 14 лет с диагнозом ДЦП и разным уровнем развития больших моторных функций по международной шкале GМFСS. Анализировалась частота встречаемости (в %) показателей активности регуляторных систем (ПАРС) и показателей функциональных ресурсов у детей до и после выполнения активной физической нагрузки.
Результаты исследования и выводы. Выявлен низкий уровень исходного функционального резерва, недостаточная активность функционирования сердечно-сосудистой системы, что должно учитываться при проведении занятий. Адаптационные реакции у детей с различной степенью тяжести заболеваний индивидуальны и реализуются по-разному. Выявлено, что индивидуально подобранная физическая нагрузка повышает активизацию регуляторных систем и функциональные ресурсы у детей с ДЦП, особенно с тяжелыми двигательными нарушениями (4-5 уровень шкалы GМFСS). Для развития функциональных и физических способностей у детей с ДЦП необходима непрерывная физическая реабилитация, в результате которой постепенно увеличиваются возможности организма, формируется долговременная адаптация, связанная с активизацией и мобилизацией функциональных ресурсов.

Ключевые слова: адаптация организма детей с ДЦП, вариабельность сердечного ритма, активные физические упражнения.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК № 777-00036-23-01, код темы № 001-21/3.

Литература

  1. Аболенская А.В. Способ оценки адаптационных возможностей детского организма / А.В. Аболенская, В.П. Самохвалова // Вопросы охраны материнства и детства. – 2009. – № 3. – С. 50-54.
  2. Баевский Р.М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р.М. Баевский. – М.: Медицина, 2000. – 295 с.
  3. Дубовская Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Дубовская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушкин. – М.: Российский государственный социальный университет, 2012. – 362 с.
  4. Еникеев Д.А. Механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам / Д.А. Еникеев, Э.Н. Хисамов // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 99-100.
  5. Клендар В.А. Изменения функционального состояния у детей с детским церебральным параличом при выполнении движений циклического характера / В.А. Клендар, Н.А. Гросс, А.Н. Корженевский // Человек, Спорт, Медицина – Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – С. 112-119.
  6. Клендар В.А. Изменение функционального состояния детей с ДЦП при выполнении движений циклического характера / В.А. Клендар, Н.А. Гросс, А.Н. Корженевский // Человек, спорт, медицина. – 2019. – № 3. – С. 112-118.
  7. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. Ижевск: Удмуртский университет, 2009. – 259 с.