Обоснование модели формирования мотивации студентов к научной деятельности в условиях вуза физкультурного профиля

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.Г. Сайкина1
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Фокин1
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Кузьмина1
Е.С. Лупанова1

1Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать модель формирования мотивации к научно-исследовательской деятельности студентов физкультурных вузов, определить ее перспективы и условия функционирования.
Методика и организация исследования. В основу логики исследования положены деятельностный (направленность содержания средств в зависимости от приоритетных профессиональных задач) и системный подходы. Проведены: анализ литературы, педагогические наблюдения, анкетирование и др., что позволило теоретически обосновать и разработать модель формирования мотивации студентов к НИД.
Результаты исследования и выводы. Теоретически обоснована и разработана модель формирования мотивации к научной деятельности студентов физкультурных вузов, определена структура, цель, задачи, условия функционирования и перспективы ее внедрения в учреждения высшего образования. Раскрыта роль студенческого научного объединения на основе самоуправления и представлен пошаговый алгоритм привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: студенты, научно-исследовательская деятельность, проблемы, мотивация, модель, перспективы.

Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 4ВГ).

Литература

  1. Волкова А.В. Социальные факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов социальной направленности / А.В. Волкова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2010. – № 3 – (43).
  2. Гирфанова Е.Ю. Отношение студентов НХТИ к научно-исследовательской деятельности / Е.Ю. Гирфанова // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 6. – Т. 16. – С.306-308.
  3. Коган Е.А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе / Е.А. Коган // Человеческий капитал. – 2020. – № 8 (140). – С. 179-187
  4. Маметьева О.С. Научно-исследовательская работа студентов вуза: результативность проблемы организации / О.С. Маметьева, Н.Г. Супрун, Д.А. Халикова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 8.
  5. Матерова А.В. Мотивационный аспект совершенствования научно-исследовательской деятельности студентов технических специальностей / А.В. Матерова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2010. – № 2 (2). – С. 84-87.
  6. Сайкина Е.Г. Формирование интереса студентов к участию в научно-исследовательской деятельности / Е.Г. Сайкина, М.А. Кручинина // Физическая культура и спорт в постиндустриальную эпоху: проблемы и пути их решения: матер. Всероссийской науч.-практ. конф., Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2022. – С. 74-78.
  7. Сайкина Е.Г. Научно-исследовательская работа как эффективный способ пополнения профессиональных знаний специалиста по фитнесу / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Фитнес и его роль в оздоровлении населения России: сб. матер. XII Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной 75-летнему Юбилею института физической культуры и спорта РГПУ им. А.И. Герцена, Cанкт-Петербург: Медиапа, 2022. – С. 20-29.