Половой диморфизм и физическая подготовленность детей младшего школьного возраста

ˑ: 

Доктор биологических наук Т.Ф. Абрамова1
Кандидат педагогических наук Т.М. Никитина1
А.В. Полфунтикова1
К.А. Облог1

1Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва

Цель исследования – выявление половых различий в проявлениях физических качеств как основы разработки нормативных оценок физической подготовленности у современных мальчиков и девочек 6-10 лет.
Методика и организация исследования. Влияние полового диморфизма на развитие физической подготовленности изучалось на данных 5855 детей (3110 мальчиков и 2745 девочек) 6-10 лет с различной двигательной активностью (25,4% – спортсмены), проживающих во многих городах.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что половая идентификация современных детей младшего возраста (2021-2022 гг.) статистически значимо проявляется более низким уровнем физической подготовленности девочек при близком с мальчиками уровне основных показателей физического развития, что подтверждает актуальность разработки нормативных оценок физической подготовленности раздельно для мальчиков и девочек 6–10 лет. Влияние пола особенно выраженно в более высокой жировой массе у девочек и более высоких у мальчиков результатах тестов, требующих повышенных мышечных усилий или длительного времени выполнения. Одной из ведущих причин приоритета мальчиков в физической подготовленности, несмотря на более раннее биологическое созревание девочек, может рассматриваться социальный фактор как направленность развития двигательных навыков детей в соответствии с ролевыми половыми моделями с самого раннего возраста со стороны родителей, воспитателей, тренеров, что множится и различиями в целевых нормативах физического воспитания.

Ключевые слова: половые различия, физическая подготовленность, физическое развитие, мальчики, девочки, 6-10 лет.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК № 777-00036-23-01 (код темы № 001-21/1).

Литература

  1. Абрамова Т.Ф. Лабильные компоненты массы тела – критерии общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам: метод. рекомендации / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова. – М.: Скайпринт, 2013. –132 с.
  2. Лапицкая Е.М. Гендерные различия в физическом и моторном развитии детей 5-7 лет / Е.М. Лапицкая // Новые исследования. – 2009. – № 3 (20). – С. 73-79.
  3. Методические рекомендации по проведению мониторинга физической подготовленности обучающихся в сфере образования Российской Федерации ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» [Электронный ресурс]. – URL: http://fcomofv.ru/page351/page544/ (дата обращения: 02.03.2023).
  4. Нормативы ГТО Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gto.ru/norms (дата обращения: 20.01.2023).
  5. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / Под ред. Г.Н. Сердюковской. – М., 1995. – 142 с.
  6. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Спорт, 2019. – С. 189-199.
  7. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 432 с.
  8. Biddle S.J., Atkin A.J., Cavill N., Foster C. Correlates of physical activity in youth: a review of quantitative systematic reviews. International Review of Sport and Exercise Psychology. 2011. No. 4 (1). pp. 25-49.
  9. Eisenmann J.S., Malina R.M. Age- and sex assotiated variation in neuromuscular capasities of adolescent distance runners. J. Sports Sci. 2003. No. 21. pp. 551-557.
  10. Thomas JR, French KE. Gender differences across age in motor performance a meta-analysis. Psychol Bull. 1985 Sep;98(2):260-82. PMID: 3901062.