Формирование умений самоорганизации будущих тренеров на основе синергетического подхода

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор М.Г. Коляда1
Доктор педагогических наук, профессор С.И. Белых1
Кандидат педагогических наук, доцент С.С. Горбачев2
Кандидат педагогических наук Е.Ю. Дониченко1
1Донецкий государственный университет, Донецк, Российская Федерация
2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – теоретически обосновать формирование умений самоорганизации будущих тренеров на основе синергетического подхода.
Методология и организация исследования. Анализ тренировочного процесса на основе синергетического подхода представляется как сложноорганизованная система, в рамках которой создаются условия самообучения, саморазвития, самореализации и т.п. Обучение на тренировке становится интерактивным, а тренер-преподаватель и обучающийся взаимообучаются.
Результаты исследования и выводы. Особенности деятельности педагога (тренер-преподаватель) в рамках синергетического подхода заключаются в том, что он должен:
- создавать стимулирующую обучающую среду, которая позволит будущим тренерам развивать свои умения самоорганизации;
- использовать продуктивные методы обучения, которые активизируют участие будущих тренеров в процессе самоорганизации;
- выступать в роли фасилитатора, который поддерживает и направляет процесс самоорганизации будущих тренеров;
- учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого будущего тренера, чтобы создать персонализированный маршрут обучения;
- способствовать развитию навыков рефлексии и самооценки у будущих тренеров;
- поощрять сотрудничество и обмен опытом между воспитанниками.
В технологическом и методическом плане синергетический подход предполагает проблемно-ориентированный подход к представлению учебно-тренировочного материала, использование так называемых резонансных методов обучения и их индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение.

Ключевые слова: формирование умений, самоорганизация, будущие тренеры, синергетический подход.

Литература

  1. Аршинов В.И. Социотехнические ландшафты в оптике семиотически-цифровой сложностности / В.И. Аршинов, В.Г. Буданов  // Вопросы философии. – 2020. № 8. – С. 106–116.
  2. Гасанова Р.Р. Мотивационные детерминанты осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов вуза: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Р.Р. Гасанова; Ниже-гор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород, 2010. – 28 с.
  3. Меньшиков И.В. Методология синергетики и моделирование развития образования / И.В. Меньшиков, О.В. Санникова, В.А. Харитонова // Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. – C. 4–21.
  4. Назарова Т.С. «Синергетический синдром» в педагогике / Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко // Педагогика. – 2001. – №9. – С. 25–33.
  5. Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен. – М., 1985. – 320 с.