Образовательный коллектив спортивного профиля как педагогическое явление (на примере фехтования)

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Лобанов
Томский государственный педагогический университет, Томск

Цель исследования – разработать определение образовательного коллектива как новой научно-педагогической категории, охарактеризовать его признаки и функционал с учетом контекста вида спорта «фехтование».
Методика и организация исследования. Методология исследования базируется на изучении научно-теоретической и методической литературы, применении методов моделирования, педагогического и контент-анализа. В основу исследования положено выявление современных представлений о значимости спортивного коллектива на примере программ по фехтованию.
Результаты исследования и выводы. В статье раскрываются современные научно-методические представления о воспитательной значимости коллектива, выявленные в процессе анализа программ 1998-2022 гг. по виду спорта «фехтование». Обоснована недостаточная эффективность подхода к организации воспитания личности в спортивном коллективе с учетом текучести состава, инвариантности ценностей и целей, являющихся внешними для спортсменов. Выделены ключевые факторы воспитания (авторитет тренера, традиции, специализированная среда, созданная с творческим участием обучающихся, практика наставничества опытных спортсменов, проведение открытых занятий), создающие предпосылки для формирования коллектива. В контексте коллективной деятельности и воспитания в теорию педагогики введена дефиниция и описан функционал образовательного коллектива.

Ключевые слова: спортивная педагогика, спортивный коллектив, методика воспитания в спорте, воспитание, образовательный коллектив, фехтование.

Литература

  1. Лобанов В.В. Совершенствование судейства выступлений в арт-фехтовании как направление деятельности коллектива экспериментальной площадки / В.В. Лобанов // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2022. – № 1 (62). – Т.1. – С. 193-198.
  2. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Фехтование» / под общей редакцией А.Д. Мовшовича. – Москва: Сарма, 2016. – 242 с.
  3. Программа дисциплины «Теория и методика фехтования» федерального компонента цикла СД ГОС по направлению 521900 «Физическая культура» по специальности 022300 «Физическая культура и спорт» / Под общей ред. проф. А.Д. Мовшовича. – Москва: Компания Спутник+, 2003. – 97 с.
  4. Сысоев Ю.В. Теоретические и методические основы формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 / Ю.В. Сысоев. – Москва, 2001. – 526 с.
  5. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «Фехтование для групп начальной подготовки (мальчики и девочки). Дисциплина «Фехтование на шпагах» (методическое пособие) / авт.-сост. А.Д. Мовшович. Москва: [б.и.], 2022. – 128 с.
  6. Фехтование: дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта для реализации в организациях дополнительного образования в группах спортивно-оздоровительного этапа подготовки. – Москва: Человек, 2015. – 56 с.
  7. Фехтование: Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта для реализации в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта / под общей ред. А.Д. Мовшовича. – Москва: Де`Либри, 2018. – 148 с.
  8. Фехтование: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – Москва: Советский спорт, 2004. –144 с.
  9. Фехтование: программа для ДЮСШ и СДЮСШОР / под ред. Д.А. Тышлера, А.Д. Мовшовича, Ю.М. Бычкова. – Москва: С. Принт, 1998. – 182 с.