Социально-психологические предикторы активизации состязательной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1
Кандидат психологических наук, доцент О.А. Романко1
Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Красникова1
1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Цель исследования – выявление социально-психологических характеристик (стратегии межличностного взаимодействия, потребности в достижении, готовности к участию в спортивных соревнованиях) студентов вуза как условий активизации состязательной ФСД.
Методика и организация исследования. Использовались методики: опросник К. Томаса – Р. Килманна «Стратегия поведения в конфликтной ситуации», опросник «Отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности»; тест-опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха».
Результаты исследования и выводы. Показано, что у юношей и девушек, занимающихся спортивными играми, наиболее выраженными стратегиями поведения являются «сотрудничество» и «компромисс», у них же отмечаются достоверно высокие показатели готовности принять участие в соревнованиях, по сравнению с другими испытуемыми. Девушки, осваивающие аэробику и танцы, проявляя «сотрудничество» и «компромисс», имеют достоверно высокие значения в поведенческой стратегии «избегание». У юношей, занимающихся плаванием, отсутствует преобладание какой-либо стратегии поведения в межличностном взаимодействии. Студенты, занимающиеся общей физической подготовкой, продемонстрировали достоверно низкие показатели в тестах «Потребность в достижении успеха», «Отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности»; в межличностном взаимодействии преобладающими стратегиями являются «компромисс» и «избегание». Полученные результаты следует учитывать при выборе моделей организации соперничества в учебных и внеучебных формах физического воспитания, содействуя активизации состязательной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза.

Ключевые слова: стратегии межличностного взаимодействия, готовность, профиль поведения, модель организации соперничества, спортизированное физическое воспитание.

Литература

  1. Володина С.А. Приоритетные стратегии поведения в конфликте студентов педагогического вуза // Преподаватель XXI век. 2014. № 1-1. С. 186-190.
  2. Каримова В.Г. Стратегии поведения в конфликте и эмоциональная зрелость студентов педагогического вуза: определение взаимосвязей / В.Г. Каримова, Р.А. Валиев, Л.А. Максимова, С.А.  Минюрова // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12. – № 6. – С. 55-78.
  3. Кузнецова Е.Б. Особенности взаимосвязи тендерной идентичности и стремления к соперничеству / Е.Б. Кузнецова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – № 20 (49). – С. 319-323.
  4. Лубышева Л.И. Современные социальные противоречия массового спорта / Л.И. Лубышева, Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 9. – С. 3-5.
  5. Манжелей И.В. Метод проектов в формировании физкультурных компетенций у бакалавров / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 12. – С. 16-18.
  6. Пащенко Л.Г. Диагностический инструментарий оценки субъективного отношения студентов к состязательной деятельности в процессе физической активности / Л.Г. Пащенко // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 446. – С. 183-190.