Адаптивный спорт как способ социализации детей с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьев1
Доктор психологических наук, профессор Е.С. Набойченко2
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
2Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург

Цель исследования – анализ возможностей адаптивного спорта в преодолении неврологической дезорганизации у лиц с РАС и интеллектуальными нарушениями.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 33 респондента (31 мать и два отца), воспитывающие детей в возрасте от 7 до 12 лет с РАС и интеллектуальными нарушениями. Также в исследовании приняли участие дети с расстройством аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушениями.
Результаты исследования и выводы. На основе проведенного эксперимента разработаны практические рекомендации по привлечению таких детей к занятиям адаптивной физической культурой и возможности их социальной адаптации через спорт. Авторы приходят к выводу, что вовлечение детей с РАС и интеллектуальными нарушениями в адаптивный спорт формирует положительную динамику не только в процессе социализации таких детей, но и взаимодействии ребенка и родителей, а также преодолении неврологических проблем, имеющихся у детей с расстройством аутистического спектра. Занятия адаптивным спортом существенно повышают уровень доверия ребенка к окружающему миру и позволяют преодолеть неврологическую дезорганизацию.

Ключевые слова: неврологическая дезорганизация, лица с интеллектуальными нарушениями, дети с расстройством аутистического спектра, адаптивный спорт, адаптивная физическая культура.

Литература

  1. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова // Изд. 6-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 349 с. (Серия «Психологический практикум»).
  2. Ковязина М.С. Нейропсихологический анализ патологии мозолистого тела / М.С. Ковязина. – М.: Генезис, 2016. – 178 с.
  3. Могельницкий А.С. Неврологическая дезорганизация и способы ее коррекции / А.С. Могельницкий, А.С. Иванова, С.О. Пилявский // Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием. – СПб., 2022. – С. 59–62.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А.В. Семенович. – М., 2017. – 474 с.
  5. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская // Изд. 4-е. – СПб.: Питер, 2015. – 496 с.