Адаптация структурно-содержательных компонентов образовательных стандартов к современной системе подготовки спортивного резерва в футболе

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент М.Ю. Нифонтов1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Привалов1
Р.Р. Мухамедзянов1
А.А. Рооп1

Кандидат педагогических наук А.А. Плешаков2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – адаптировать к современным реалиям подготовки спортивного резерва в футболе предлагаемые федеральным стандартом спортивной подготовки компоненты, определяющие структуру и содержание многолетнего тренировочного процесса.
Методика и организация исследования. Проведен анализ нормативно-методической литературы по теме исследования, а также опрос 30 ведущих специалистов и тренеров четырех футбольных клубов Санкт-Петербурга.
Результаты исследования и выводы. Подготовка спортивного резерва в Российской Федерации регламентируется программно-нормативной документацией. При организации многолетнего тренировочного процесса особое внимание отводится Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «футбол», структурные и содержательные разделы которого постоянно совершенствуются и дополняются. В этой связи анализ структурно-содержательных компонентов образовательного стандарта позволяет определить основные проблемы и пути решения для эффективной адаптации программно-нормативной документации к современным реалиям подготовки спортивного резерва в футболе.

Ключевые слова: футбол, подготовка спортивного резерва, образовательный стандарт, спортивная подготовка, тренировочный и соревновательный процесс.

Литература

  1. Губа В.П. Федеральный стандарт – это помощь тренеру или механизм, тормозящий спортивную подготовку? / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 5. – С. 46.
  2. Губа В.П. Футбол и футзал: технологии отбора и подготовки: монография / В.П. Губа, М.М. Полишкис, А.В. Антипов, П.В. Макеев. – М.: Проспект, 2022. – 224 с.
  3. Мухамедзянов Р.Р. Анализ федеральных государственных стандартов спортивной подготовки по виду спорта «футбол» / Р.Р. Мухамедзянов, М.Ю. Нифонтов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2019. – № 4 (30). – С. 140-146.
  4. Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общей редакцией д.п.н., профессора, заслуженного работника высшей школы РФ В.П. Губы. – М.: Человек, 2015. – 208 с.
  5. Guba V.P. [ed.]. Futbol: Programma dlya futbolnykh akademiy, detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh shkol olimpiyskogo rezerva i uchilishch olimpiyskogo rezerva [Football: A program for football academies, children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve and schools of the Olympic reserve]. Moscow: Chelovek publ., 2015. 208 p.