Спортивные кластеры как инструмент стратегического развития массового спорта в регионах Российской Федерации

ˑ: 

Кандидат экономических наук, доцент Е.А. Гуреева1
Доктор экономических наук, профессор Е.С. Петренко1
Кандидат экономических наук, доцент Н.Ю. Гончарова1
Аспирант Я.А. Алатырева1
1Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Цель исследования – выявление стратегических особенностей развития массового спорта в регионах Российской Федерации на основе применения кластерной модели.
Методика и организация исследования. Научная работа базируется на применении модели позиционирования региона в зависимости от степени развития массового спорта, в которой используется показатель «доля населения региона, систематически занимающегося физической культурой и спортом от общей численности населения региона» (далее – доля населения, систематически занимающегося спортом) и темп прироста данного показателя за пять лет. Верификация модели осуществлена на позиционировании 12 регионов Российской Федерации.
Результаты исследования и выводы. Выделены четыре группы регионов в зависимости от степени развития массового спорта, две группы из которых отражают благоприятную ситуацию развития массового спорта в регионе. Так, благоприятная ситуация с развитием массового спорта отмечается в Белгородской области, Краснодарском крае и Республике Дагестан. Высокие темпы роста наблюдаются в Приморском и Ставропольском крае, Республике Башкортостан и Калужской области. Пограничное значение выявлено в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Выводы по данному исследованию позволяют обосновать необходимость применения для каждой группы регионов специфических инструментов развития массового спорта. Инструментом стратегии развития массового спорта могут выступать спортивные кластеры разной структуры, учитывающие социально-экономические, этнические, социокультурные и природно-климатические особенности региона.

Ключевые слова: массовый спорт, управление, спортивные кластеры, стратегия, развитие, инструмент.

Использованная литература

  1. Белкин Р.С. Спортивно-оздоровительный кластер как социально-экономический механизм развития региона / Р.С. Белкин // Научный вестник Ярославского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 103–108.
  2. Гуреева Е.А. Спортивные мероприятия: сущность, оценка эффекта и наследие: монография / Е. А. Гуреева. – М.,: 2021. – 236 с.
  3. Калашникова М.И. Спортивно-креативные кластеры: механизмы создания и развития / М.И. Калашникова // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». – 2017. – Т. 13. – С. 173–184.
  4. Коробейникова Л.И. Организация спортивно-креативных кластеров в современной экономике / Л.И. Коробейникова, А.В. Куркин, А.В. Коробейников // Вестник научного творчества молодежи. – 2017. – № 3. – С. 156–158.
  5. Кузнецов А.А. Моделирование процесса развития спортивно-креативных кластеров / А.А. Кузнецов // Управление экономическими системами. – 2017. – № 1 (133). – С. 113–117.
  6. На основе официальных статистических данных представленных на официальном сайте Министерства спорта РФ // Электронный ресурс [код доступа https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/], (дата обращения 10.02.2023 г.).
  7. Официальный сайт Министерства спорта РФ [электронный доступ] https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения 01.04.2023 г).
  8. Приказ Росстата от 27.03.2019 № 172 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта». Электронный ресурс [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321222//], (дата обращения 10.05.2023 г.).
  9. Gerke A., Desbordes M., and Dickson G. (2015). “Towards a sport cluster model: the ocean racing cluster in Brittany” European Sport Management Quarterly. Vol. 5 No. 3, pp. 343-363.
  10. Gudanowska A.E., Kononiuk A., Debkowska K. The Application of Cluster Analysis for the Selection of Key Competences of Future-Oriented Entrepreneurs. Eng. Econ. 2020, 31, 565-574.