Квантование доминанты силы академика Ухтомского у студентов зимой после каникул и весной во время экзаменационного стресса

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор В.Н. Ананьев1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Семизоров2
Доктор медицинских наук, профессор О.В. Ананьева3
Кандидат биологических наук, доцент С.И. Хромина4
Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Клюшникова4
1Институт медико-биологических проблем РАН, Москва
2Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень
3Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень
4Тюменский индустриальный университет, Тюмень

Цель исследования – обосновать формирование доминанты усиления мышечной работоспособности посредством внушения у студенток-спортсменок.
Методика и организация исследования. Эксперимент по внушению доминанты увеличения мышечной работоспособности осуществлялся на учебных занятиях по физической культуре в зимний период сразу после окончания каникул и в период летней сессии, в котором приняли участие студентки-спортсменки вузов г. Тюмень в количестве 171 человек.
В качестве тестового упражнения было выбрано отжимание от пола. Вначале студентки делали упражнение, после чего через 20 мин отдыха им внушали доминанту усиления работоспособности в течение 2 мин и затем они заново выполняли отжимание от пола.
Результаты исследования и выводы. Было показано, что после отдыха (в данном исследовании – после каникул) внушение физической доминанты в нервных центрах более эффективно на 35,71%, чем без внушения (р<0,001). Внушение во время стресса усилило работоспособность лишь на 10,54%. Таким образом, требуются дальнейшие исследования по поиску и обоснованию мотивационных стимулов, которые, в сочетании с методами внушения, будут способствовать повышению эффективности спортивной подготовки и соревновательной деятельности студенческой молодежи.

Ключевые слова: девушки-студентки, отжимание от пола, внушение, доминанта увеличения физической работоспособности, экзаменационный стресс.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. // 3-е изд. Серия: Мастера психологии Санкт-Петербург. – Питер, 2016. – 288 с.
  2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1968. – 546.
  3. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П. Павлов. – М.: Наука, 1973. – 661 с.
  4. Судаков К.В. Квантование жизнедеятельности / К.В. Судаков // Успехи современной биологии. – 1992. – Т. 112. – № 4. – С. 512.
  5. Ухтомский А.А. Доминанта. // А.А. Ухтомский // серия: Психология. СПб. Питер, 2020. – 512 с.
  6. Ухтомский А.А. Доминанта: физиология поведения. // А.А. Ухтомский // Серия: Медицинский бестселлер. – М.: АСТ, 2020. – 320 с.
  7. Фудин Н.А. Анализ спортивной деятельности с позиции теории функциональных систем / Н.А. Фудин, Ю.Е. Вагин // Сеченовский вестник. – 2016. – № 3 (25). – С. 34–45.