Переключение и концентрация внимания киберспортсменов массовых разрядов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Косьмина1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1
Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Луткова1
О.Н. Гураль2

1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Федерация компьютерного спорта России, Москва

Цель исследования – выявить особенности переключения и концентрации внимания у занимающихся различными дисциплинами компьютерного спорта массовых разрядов.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 175 юношей от 18 до 25 лет, занимающихся компьютерным спортом и имеющих с III по I спортивный разряд. Спортсменам предлагалось выполнить по пять попыток в упражнениях «переключение внимания» (модифицированные таблицы Шульте) и «концентрация внимания» (модифицированный тест Ландольта) на разработанном авторами онлайн-тренировочном портале cyberten.ru. Рассчитывалось среднее значение за пять попыток.
Результаты исследования и выводы. Выявлены достоверные различия (p<0,05) между показателями переключения внимания у спортсменов первого и третьего спортивного разряда в дисциплинах «файтинг» и «спортивный симулятор», учитывая наличие близкой к линейной зависимости от спортивного разряда, данное упражнение может быть включено в тренинг. Обнаружены достоверные различия (p<0,05) в показателях концентрации внимания между занимающимися «файтингом», «соревновательными головоломками», «трехмерным тактическим боем» и «боевой ареной», «спортивным симулятором», «техническим симулятором», «стратегией в реальном времени», сопровождающиеся линейной зависимостью увеличения результатов от спортивного разряда. Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания, могут быть рекомендованы для тренинга занимающимся «файтингом», «соревновательными головоломками» и «трехмерным тактическим боем».

Ключевые слова: концентрация внимания, переключение внимания, компьютерный спорт, спортсмены массовых разрядов.

Литература

  1. Косьмина Е.А. Тактический трехмерный бой – новая дисциплина компьютерного спорта / Е.А. Косьмина, О.Н. Гураль // Физическая культура и спорт как одно из основных направлений молодежной политики в Российской Федерации: матер. I Всероссийской конф., Москва, 24 июня 2022 года. – М. ГЦОЛИФК, 2022. – С. 410-414.
  2. Саламатова Н.Л. Когнитивные способности как фактор отбора перспективных детей в виды спорта с контактным взаимодействием / Н.Л. Саламатова, С. Ли // Мир спорта. – 2020. – № 3 (80). – С. 94-98.
  3. Vaeyens R. et al. Talent identification and development programs in sport. Sports medicine. 2008. Vol. 38. No. 9. pp. 703-714.