Реализация феномена двойной карьеры в условиях интеграции спортивной, образовательной и научной деятельности в вузах физкультурной направленности

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент С.И. Петров
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – определение условий эффективной реализации двойной карьеры для студентов-спортсменов в ходе интеграции спортивной подготовки в деятельность вузов физкультурной направленности.
Методика и организация исследования. Применялся теоретический анализ и обобщение специальной литературы по исследуемой проблеме, анализ содержания и структуры методического обеспечения по направлениям подготовки, реализуемым в вузах физкультурной направленности.
Результаты исследования и выводы. Снижение негативных эффектов реализации двойной карьеры возможно при правильном подборе направления подготовки высшего образования, с присвоением соответствующей квалификации. К наиболее приемлемым направлениям подготовки для успешной реализации двойного карьерного пути для студента-спортсмена относятся направления УГСН 49.00.00 и квалификация «Тренер по виду спорта. Преподаватель». Одним из обязательных условий успешности интеграции в образовательный процесс выступает обобщение социальных, психологических и профессиологических характеристик тренера-преподавателя, отражаемых в профессиограмме.

Ключевые слова: двойная карьера, интеграция, тренер-преподаватель, профессиограмма.

Литература

  1. Байгужин П.А. Обоснование подхода к оцениванию психофизиологического статуса и профессиональных качеств личности / П.А. Байгужин, Д.З. Шибкова, А.В. Савченков // Вестник психофизиологии. – 2017. – № 3. – С. 80–87.
  2. Ильина Н.Л. Трудности реализации спортсменами двойной карьеры на этапе обучения в вузе / Н.Л. Ильина, Е.Е. Хвацкая, Р.А. Березовская, Н.Б. Мельникова, К.И. Пузанова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 11 (153). С. – 325–330. 
  3. Колокольцев М.М. Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов / М.М. Колокольцев, С.С. Ермаков, П.В. Третьякова, В.Л. Крайник, Е.В. Романова // Образование и наука. – 2020. – Т. 22. – № 5. – С. 150–168. 
  4. Gomez I., Torregrosa M., Ramis Y., Jaenes J.C. Paddling upstream: facilitators and barriers to combine sport and studies. Guirola. DOI: https://doi.org/10.1016j.ramd.2016.08.002. Revista Andaluza de Medicina del Deporte. 2018. Vol. 11 (l). pp. 12-17.
  5. Kovacs K. A survey of the interrelation between sports and persistence among students in five countries. DOI: https://doi.Org/10.l 177/1521025119889588 // Journal of College Student Retention-Research Theory and Practice. 2019. Vol. 23. No. 4. pp. 1018-1041.