Приоритеты профессиональной подготовки тренера-преподавателя: от теоретико-абстрактного к практико-ориентированному обучению

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – обосновать интеграцию образовательного и спортивного направления профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей.
Результаты исследования и выводы. Отличительной особенностью федеральных образовательных стандартов профессиональной подготовки тренера-преподавателя стало то, что образовательная программа направлена на интеграцию двух составляющих: тренерской и педагогическая работы. В процессе профессиональной подготовки наряду со спортивными дисциплинами расширен блок гуманитарного знания в области возрастной педагогики и психологии, и связанных с ними учебных курсов. Существуют различные мнения по вопросу интеграции образовательного и спортивного направления профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей.
В поддержку интегративного подхода предлагается модель формирования профессиональной компетентности тренера-преподавателя, основанная на гибкой образовательной системе внутри высшего учебного заведения и опирающаяся на самообразовательную деятельность и спортивную подготовку студента. Таким образом, вектор обучения смещается от абстрактно-теоретической к практико-ориентированной направленности учебного процесса.
Преимущество практико-ориентированной подготовки тренера-преподавателя состоит в том, что итогом обучения становится сформированная профессиональная компетентность и педагогическое мастерство, социальная активность и способность к саморазвитию, методологическая культура и самореализация, самостоятельность и конкурентоспособность.

Ключевые слова: спортивное образование, интеграция, образовательное и спортивное направления профессиональной подготовки, тренер, преподаватель.

Литература

  1. Петров С.И. Структурные показатели образовательной деятельности в вузах физической культуры / С.И. Петров // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. – С. 3-4.
  2. Поливаев А.Г. Практико-ориентированная подготовка педагога по физической культуре в условиях требований профессионального стандарта «педагог» / А.Г. Поливаев, Н.В. Фомичева, И.Н. Григорович // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 20-22.