Научно-методическое обеспечение в паралимпийском спорте

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьев1
Доктор педагогических наук, доцент А.А. Баряев1
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Цель исследования – совершенствование содержания системы научно-методического обеспечения паралимпийского спорта с учетом результатов практики применения.
Методика и организация исследования. Анализ практики применения научно-методического обеспечения проведен с учетом накопленного опыта ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры» (ФГБУ СПбНИИФК), сотрудники которого постоянно принимают участие в мероприятиях по научно-методическому обеспечению паралимпийских сборных команд России.
Результаты исследования и выводы. Анализ практики применения научно-методического обеспечения в паралимпийском спорте показывает, что при работе со спортсменами-паралимпийцами необходимо использовать индивидуальный подход при формировании программ спортивной подготовки с учетом нозологических особенностей спортсменов. С этой целью необходимо выполнять постоянный контроль средств и методов с сопоставлением выполненной и запланированной нагрузки. Такой подходит позволит вносить оперативные корректировки в систему спортивной подготовки.

Ключевые слова: паралимпийский спорт, научно-методическое обеспечение, уровень подготовленности спортсмена, система спортивной подготовки.

Литература

  1. Баряев А.А. Формирование модельных характеристик уровня подготовленности для спортсменов-паралимпийцев / А.А. Баряев, А.Г. Абалян, Т.Г. Фомиченко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 3. – С. 20-22.
  2. Банаян А.А. Мониторинг психофизиологического состояния паралимпийцев на тренировочных мероприятиях по подготовке к пар­алимпийским играм в г. Токио 2021 года / А.А. Банаян, А.К. Лашкуль // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 3. – С. 24-25.
  3. Винокуров Л.В. Модельные параметры технико-тактической подготовленности пловцов-паралимпийцев / Л.В. Винокуров, А.Л. Лебедева, А.А. Баряев // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 3. – С.10-12.
  4. Винокуров Л.В. Психофизиологические предпосылки подготовленности высококвалифицированных дзюдоистов-паралимпийцев спорта слепых к соревновательной деятельности / Л.В. Винокуров, Р.Р. Халиков, А.А. Баряев, Т.Ф. Абрамова // Теория и практика физической культуры. – № 8. – 2021. – С. 46-49.
  5. Воробьев С.А. Модельные характеристики уровня подготовленности в паралимпийских видах спорта / С.А. Воробьев, А.А. Баряев, Д.Ф. Мосунов и др. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», 2022. – 118 с.
  6. Воробьев С.А. Особенности подготовки спортсменов на заключительном этапе годичного тренировочного цикла для участия в паралимпийских играх 2021 года / С.А. Воробьев, А.А. Баряев // Теория и практика физической культуры. – № 7. – 2020. – С 48-50.
  7. Голуб Я.В. Разработка модельных характеристик психофизиологической совместимости в командных видах паралимпийского спорта / Я.В. Голуб, А.В. Иванов, А.А. Баряев, М.П. Гаврилова, С.В. Кораблев // Адаптивная физическая культура. – № 2. – 2021. – С. 26-27.
  8. Евсеев С.П. Адаптивный спорт: настольная книга тренера / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.Г. Абалян и др. – М.: Принтлето, 2021. – 600 с.