Инновационные методики оценки и мониторинга психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями

ˑ: 

Кандидат психологических наук А.К. Короткова1
Доктор технических наук, профессор К.Г. Коротков1
Кандидат психологических наук А.А. Банаян1
Доктор педагогических наук, доцент А.А. Баряев1
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Цель исследования: выявление особенностей психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями, занимающихся спортом методом газоразрядной визуализации.
Методика и организация исследования. Метод газоразрядной визуализации (ГРВ) основан на регистрации эмиссии электронов и фотонов с кожного покрова под действием импульсов напряжения высокой напряженности. Возникающее свечение в ультрафиолетовом диапазоне спектра регистрируется специальными фотокамерами. При анализе психофизиологического состояния человека свечение регистрируется с пальцев рук человека. Анализ основан на принципах традиционной китайской медицины (ТКМ), позволяющих установить связь между пальцами рук и отдельными органами и системами человека. Исследование проходило в течение года, на тренировочных мероприятиях. Для настоящего исследования были отобраны данные (съемка с 10-ти пальцев рук) 200 спортсменов от 17 до 25 лет.
Результаты исследования и выводы. Полученные данные свидетельствуют о наличии статистически значимых отличий параметров метода ГРВ группы ЛИН от группы здоровых спортсменов. Эти данные и их временная динамика могут давать врачу и тренеру дополнительную информацию о текущем состоянии наблюдаемых спортсменов. В то же время они не могут служить диагностическим признаком для выявления патологических состояний.

Ключевые слова: психофизиология, интеллектуальные нарушения, мониторинг.

Литература

  1. Евсеев С.П. Определение факторов, повышающих мотивацию к систематическим занятиям адаптивной физической культурой / С.П. Евсеев, С.С. Матвеева // Адаптивная физическая культура. – 2020. – № 2 (82). – С. 20-21.
  2. Жуков О.Ф. Занятия спортом в рамках специальной олимпиады как фактор социализации детей с умственной отсталостью / О.Ф. Жуков, Ю.А. Гордеев. – М.: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. – URL: https://portalus.ru/modules/sport/rus_readme.php.
  3. Коротков К.Г. Основы ГРВ биоэлектрографии / К.Г. Коротков. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2001. – 360 с.
  4. Коротков К.Г. Система мониторинга психофизиологического состояния спортсменов на базе облачных технологий / К.Г. Коротков // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 5. – С. 3-5.
  5. Коротков К.Г. Психофизиологические основы анализа спортивной деятельности методом газоразрядной визуализации (ГРВ) / К.Г. Коротков, С.А. Воробьев, А.К. Короткова. – М.: Спорт, 2018. – 144 с.
  6. Михейкина О.В. Эпидемиология умственной отсталости (обзор литературы) / О.В. Михейкина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2012. – № 3. – С. 24-33.
  7. Greydanus D., Patel D. Adolescents and Sports. Nova Science PubInc; UK, 2010. 144 p.