Физическая активность как детерминанта формирования культуры здорового образа жизни детей школьного возраста

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Н.Б. Лукманова1
Научный сотрудник А.В. Малинин1
Д.Н. Пухов1

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Цель исследования – провести анализ физической активности как детерминанты формирования культуры здорового образа жизни детей школьного возраста.
Методика и организация исследования. Проанализированы результаты анкетирования 534 школьников 11-летнего возраста по самооценке здоровья, удовлетворенности жизнью, мотивационной заинтересованности в поддержании здоровья, физического развития, двигательной компетентности и физической подготовленности в двух группах, отличающихся по уровню физической активности.
Результаты исследования и выводы. Представленные данные демонстрируют взаимосвязь высоких показателей вовлеченности в занятия физическими упражнениями и спортом и оценки детьми школьного возраста характера своих дружеских отношений, доверия и взаимопомощи. Связь уровня физической активности и успешной социализации детей школьного возраста имеет взаимообусловленный характер.

Ключевые слова: дети школьного возраста, самооценка здоровья, физическая активность, мониторинг, здоровый образ жизни.

Литература

  1. Абрамова Т.Ф. Темпы физического развития и подготовленности детей как маркеры эффективности двигательной активности / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, А.В. Полфунтикова, Д.Н. Пухов // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 8. – С. 58-60.
  2. Арчакова Т.О. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика / Т.О. Арчакова, А.Н. Веракса, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 6. – С. 68-76.
  3. Бальсевич В.К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 4. – С. 56-59.
  4. Волокитина Т.В. Характеристика физического состояния детей 7-9 лет с разным уровнем физической подготовленности (Лонгитюдное исследование) / Т.В. Волокитина, Н.Б. Лукманова, О.А. Сафонова // Вестник Поморского университета. Серия: Естественные науки. – 2011. – № 1. – С. 38-44.
  5. Зимина Л.А. Характеристика некоторых факторов, влияющих на здоровье молодежи / Л.А. Зимина, А.В. Боева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1 Ч. 3. – С. 347-351.
  6. Комков А.Г. Показатели ресурса здоровья и стиля поведения российских школьников / А.Г. Комков // Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников». – СПб.: СПбНИИФК, 2004. – С. 52-66.
  7. Маточкина А.И. Результаты и перспективы проведения исследований по международной научной программе «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» / А.И. Маточкина, А.В. Малинин, Д.Н. Пухов // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 3 (75). – С. 20-22.
  8. Чернышенко Ю.К. Основные факторы формирования и развития компонентов личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет / Ю.К. Чернышенко, С.М. Ахметов, В.А. Баландин, Г.Н. Пашков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 12 (166). – С. 279-283.
  9. Ярлыкова О.В. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста, имеющих разный уровень физической подготовленности / О.В. Ярлыкова, М.С. Белышева // Гуманитарный научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 111-115.