Сложность комбинирования элементов структурных групп художественной гимнастики как критерий исполнительского мастерства спортсменок

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Р.Н. Терехина1
Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1
Доктор педагогических наук, профессор И.А. Винер1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Супрун1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – конкретизировать факторы координационной сложности комбинирования элементов структурных групп художественной гимнастики, способствующие объективизации оценки исполнительского мастерства спортсменок.
Методика и организация исследования. Проведен анализ специальной литературы и программных документов, осуществлены педагогические наблюдения, опрос, проектирование, педагогический эксперимент, использованы методы математической статистики, метод бесконтактного исследования видеоряда движений в сочетании с поверхностной электромиографией и стабилометрией.
Результаты исследования и выводы. В статье обосновывается позиция, характеризующая возможность объективной оценки сложности комбинированных элементов и ранжирования спортсменок по уровню их исполнительского мастерства. Авторский подход к определению технической ценности комбинированных элементов на основе учета биомеханических закономерностей техники создает условия повышения сложности и композиционного совершенства соревновательных программ в соответствии с современными требованиями художественной гимнастики.
Целенаправленное освоение технических компонентов комбинированных элементов обеспечивает реализацию перспективно-прогностического подхода к формированию исполнительского мастерства спортсменок художественной гимнастики.

Ключевые слова: художественная гимнастика, элементы структурных групп, биомеханические характеристики, сложность комбинирования, исполнительское мастерство.

Литература

  1. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: дис. … докт. пед. наук / И.А. Винер-Усманова. – СПб., 2013. – 210 с.
  2. Медведева Е.Н. Обоснование необходимости регламентации освоения техники прыжков в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Е.Б. Котельникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – С. 215-217.
  3. Медведева Е.Н. Устойчивость равновесий как фактор сложности освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, А.А. Супрун, Е.С. Крючек, А.С. Мальнева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 8 (198). – С. 176-181.
  4. Терехина Р.Н. Обоснование необходимости конкретизации способов освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Е.С. Крючек, А.С. Мальнева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 8 (198). – С. 316-320.