Возможности здоровьеформирования студентов средствами спонтанно организованной двигательной активности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Н.В. Минникаева1
Кандидат биологических наук С.В. Шабашева2
О.А. Макарова2

1Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург
2Кемеровский государственный университет

Цель исследования – выявить и обосновать возможность здоровьеформирования студентов средствами спонтанной двигательной активности.
Методика и организация исследования. В ходе работы проведен метаанализ статистической информации, содержащий данные о  самостоятельной двигательной активности среди студентов разных стран; результатов опроса по выявлению интереса обучающихся к проведению досуга средствами физкультурно-оздоровительной двигательной деятельности и результатов эксперимента, организованного  с целью выявления количественной оценки спонтанной двигательной активности студентов в выходной день.
Результаты исследования и выводы. Теоретический анализ позволил выявить наличие устойчивой связи между показателями физической активности и разного рода отклонениями в состоянии здоровья, при этом полученные данные справедливы как в отношении российских студентов, так и обучающейся молодежи в зарубежных странах. Согласно результатам опроса установлено, что двигательная активность студентов является заниженной в сравнении с рекомендуемыми нормами. Данными, полученными в ходе проведенного эксперимента, подтверждено, что имеется теоретическое и практическое обоснование возможности повышения уровня спонтанной двигательной активности студентов и, как следствие, здоровьеформирование посредством свободы выбора, стойкой мотивации на основе соперничества и состязательности в референтной группе.

Ключевые слова: спонтанная двигательная активность, студенты, здоровьеформирование.

References

  1. Balsevich V.K. Zdorovyeformiruyushchaya funktsiya obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Health-forming function of education in the Russian Federation]. Gumanitarnyye problemy sovremennoy tsivilizatsii [Humanitarian problems of modern civilization]. VI International Likhachev Scientific Readings. May 26-27, 2006. St. Petersburg: SPbGUP publ., 2006.
  2. Markova N.V., Ryutin S.G. Zdorovye studencheskoy molodezhi: sovremennyye tendentsii [Health of student youth: current trends]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 2020. No. 3. pp. 168-172.
  3. Haase A., Steptoe A., Sallis D.F., Wardle J. Physical activity in free time among university students from 23 countries: associations with health beliefs, risk awareness and national economic development. Prev Med. 2004; 39(1):182-90.)
  4. Klára Kovács Socio-cultural characteristics of sport activity among students in Central and Eastern Europe: Comparative empirical analysis. Journal of Physical Education and Sport. 2019(1). pp.669-676
  5. Sid L., Perez A., Borrego S., Duarte-Mendes P., Teixeira D.S., Utau J. M., Monteiro D. Motivational factors determining grades in physical education and the intention to play sports in the future. PLoS One. May 23, 2019; 14(5):e0217218. doi: 10.1371/journal.pone.0217218. PMID: 31120973; PMCID: PMC6592572.