Возможности применения традиционных китайских оздоровительных практик в физическом воспитании студентов российских вузов

ˑ: 

Аспирант Го Цзянь
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – теоретически обосновать возможности применения  традиционных китайских оздоровительных практик в физическом воспитании студентов российских вузов.
Методика и организация исследования. Источниковую базу составили труды китайских и российских ученых, педагогов в области физического воспитания и здорового образа жизни.
Результаты исследования и выводы. Теоретический анализ результатов научных исследований показал, что включение китайских оздоровительных практик в процесс физического воспитания студентов позволяет не только улучшить показатели индивидуального здоровья, повысить уровень личностной физической  культуры, но и развивать  компетентность здоровьесбережения у обучающихся в вузе, что установлено федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.
В связи с этим перед наукой и практикой возникают целевые ориентиры на адаптацию  и внедрение восточных оздоровительных систем в процесс физического воспитания российских студентов и новых методик, обеспечивающих комплексное применение привлекательных средств, формирующих потребность в ежедневной осознанной двигательной активности.

Ключевые слова: физическое воспитание, китайские оздоровительные практики, психические и физические качества, психоэмоциональное благополучие, уровень стресса, эмоциональная самоэффективность, качество жизни, традиционные китайские виды спорта, тай-чи, медитация, снижение артериального давления.

Литература

  1. Макаров А.В. Методика комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу в процессе непрерывных занятий по физическому воспитанию со студентами: дис  канд. пед. наук. Киров, 2010. – 219 с.
  2. Мурашова А.В. Методика занятий гимнастикой тайцзицюань студенток в физическом воспитании в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Мурашова. – Красноярск, 2021. – 22 с.
  3. Постол О.Л. Использование оздоровительных гимнастик Востока на занятиях по физическому воспитанию для улучшения психического состояния студентов в период пандемии / О.Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 6 (196). – С. 247-251.
  4. Сянъян Ван. Традиционные китайские физические упражнения и эффект улучшения психического здоровья // Журнал Хэнаньского университета традиционной китайской медицины. – 2009. – Т. 11. – № 8. – С. 54-56. (на китайском языке).
  5. Торчинов Е.А. Даосские практики // Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. – СПб., 2007. С. 157-158.
  6. Хунмэй Лу. Применение традиционных китайских видов спорта в здравоохранении // Журнал Лоянского педагогического университета. – 2010. – № 8. – С. 27-29. (на китайском языке).
  7. Юнлян Го. Экспериментальное исследование влияния упражнений  тайцзицюань на самоконтроль студентов колледжа // Спорт. 2018. Т.8 (191). С. 56-57. (на китайском языке).
  8. Яцюнь Чжан. Педагогическая технология физического воспитания студенток специальной медицинской группы на основе китайской гимнастики Цигун Ба Дуань Цзинь: автореф. дис. … канд. пед. наук / Чжан. Яцюнь. – Томск, 2022. – 25 с.