Анализ внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза
ˑ:
Доктор педагогических наук, доцент Е.М. Голикова1
Доктор педагогических наук, профессор Т.А. Ботагариев2
Кандидат педагогических наук А.И. Картавцева3
И.А. Федотов1
1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
2Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, Актобе
3Сибирский федеральный университет, Красноярск
Цель исследования – выявить актуальные направления физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузах России и Казахстана.
Методика и организация исследования. Анализ внеучебной физкультурно-спортивной деятельности проводился в Оренбургском государственном педагогическом университете, Сибирском федеральном университете, а также в вузах республики Казахстан: Актюбинском региональном университете имени К. Жубанова, Западно-Казахстанском инновационно-технологическом университете. В ходе исследования была выявлена заинтересованность и востребованность у студентов в видах спорта. Был выявлен диапазон предлагаемых направлений физкультурно-спортивной деятельности вузов.
Результаты исследования и выводы. Отмечено, что внеучебная физкультурно-спортивная деятельность в вузах России и Казахстана охватывает примерно одни и те же виды спорта. Ввиду национальных особенностей часть видов спорта в вузах Казахстана не реализуется: лыжные гонки, хоккей на льду. Для вузов характерно то, что в современном студенческом спорте востребованы среди девушек традиционные мужские виды спорта. Работа со студентами с ОВЗ и инвалидностью ведется на уровне вузов и в секциях при университетах. Геополитическая ситуация обозначила потребность в военно-прикладных видах спорта, что позволит поднять уровень психофизической подготовленности студентов к службе в вооруженных силах. Применение цифровых технологий расширит возможности спортивных занятий и инструментов и способов оценки состояния здоровья занимающихся.
Ключевые слова: внеучебная физкультурно-спортивная деятельность, студенты.
Литература
- Ботагариев Т.А. Физическое воспитание в вузе, учебное пособие / Т.А. Ботагариев, Е.К. Тулегенов и др. – Алматя: ССК, 2018. – 256 с.
- Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. – Москва: Спорт, 2016. – 616 с.
- Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: учебное пособие / И.В. Манжелей. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 199 с.
- Пешкова Н.В. Полисубъектное управление в студенческом спорте: монография/ Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева. – М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2022. – 192 с.