Физические качества человека. Развитие… или воспитание?

ˑ: 

Доктор педагогических наук И.К. Латыпов
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,  Казань

Цель исследования – теоретический анализ толкования и использования  базовых понятий теории физического воспитания.
Результаты исследования и выводы. В теории физической культуры, когда речь заходит о физических качествах человека, возникает немало споров и разногласий по сути развития или воспитания физических качеств. Зачастую, в силу недопонимания некоторыми самой сути этого понятия, они трактуются произвольно и употребляются в самых различных значениях. Нередко смещению этих понятий способствует неправомерное использование термина «развитие» для обозначения неотъемлемой части физического воспитания – воспитания физических качеств. Часто на практике это называют развитием физических качеств, что, к сожалению, нередко встречается и в научно-методической литературе по физической культуре.

Ключевые слова: физические качества, двигательные способности, сенситивные периоды, методика воспитания.

Литература

  1. Александров А.Д. Проблемы науки и позиция ученого: Статьи и выступления / А.Д. Александров; АН СССР. – Ленинград: Наука: Ленингр. отд-ние, 1988. – 509 с.
  2. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Гужаловский. – Москва, 1979. – 26 с.
  3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. – Москва: Советский спорт, 2009. – 200 с.
  4. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 590 с.
  5. Крестовников А.Н. Физиология человека: учеб. для ин-тов физ. культуры / А.Н. Крестовников. – Москва: Физкультура и спорт, 1954. – 528 с.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методологические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – Москва: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  7. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. – Москва: Спорт, 2019. – 658 с.
  8. Теория и методика спорта: учеб. пос. для уч. олимп. резерва / Под общ. ред. д.п.н., проф. Ф.П. Суслова, д.п.н., проф. Ж.К. Холодова. – Москва, 1997. – 416 с.
  9. Уилмор Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д.Л. Костилл; пер. с англ. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 504 с.
  10. Фискалов В.Д. Теоретико-методические аспекты спорта: учеб. пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. – Москва: Спорт, 2016. – 352 с.