Игры-эстафеты с нетрадиционным делением зала как средство развития ориентировки в пространстве у учащихся начальной школы

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.К. Воронова1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Кремнева1
1Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Цель исследования – определить влияние игр-эстафет с нетрадиционным делением зала на развитие ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с участием 57 учащихся вторых классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная финно-угорская школа имени Элиаса Леннрота» (МОУ «Финно-угорская школа»). В ходе эксперимента проводился анализ результатов развития у младших школьников ориентировки в пространстве. На констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы учащимся предлагали тестовые задания на определение умения ориентироваться на плоскости (листе бумаги), на умение ориентироваться среди объектов на плоскости и графический диктант.
Результаты работы и выводы. В ходе эксперимента была реализована разработанная методика, состоящая из шести игр-эстафет с нетрадиционным делением зала на умение ориентироваться на плоскости, умение ориентироваться среди объектов. Все игры-эстафеты разработаны с учетом возрастных особенностей учеников, составлены схемы игр-эстафет, определено необходимое оборудование, число участников команд и их половая принадлежность. Определена результативность разработанной методики развития ориентировки в пространстве средствами игр-эстафет с нетрадиционным делением зала.

Ключевые слова: пространственная ориентировка, игры-эстафеты с нетрадиционным делением зала, учащиеся младшего школьного возраста.

Использованная литература

  1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М., 1964. – 300 с.
  2. Белякова О.Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре / О.Г. Белякова М.: МГППУ, 2006. – 320 с.
  3. Воронова Е.К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет: игры-эстафеты (практическое пособие) / Е.К. Воронова // Формирование двигательной активности детей 5-7 лет: игры-эстафеты: практическое пособие. – Волгоград: Учитель, 2012. – 127 с.
  4. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе / О.И. Галкина. – Москва: АПН РСФСР, 1961. – 89 с.
  5. Кладницкая Л.А. Ориентировка детей в пространстве на уроках физкультуры / Л.А. Кладницкая // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. Сб. ст. под ред. Б.Г. Ананьева. – М.: Известия АПН РСФСР, 1956 г., вып. 86. – 223 с.
  6. Ломов Б.Ф. Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению / Б.Ф. Ломов // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. Сб. ст. под ред. Б.Г. Ананьева. – М.: Известия АПН РСФСР, 1956 г., вып. 86. – 223 с.