Влияние фактора «обездвиженности» на уровни физической подготовленности и состояние здоровья студентов

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1
Кандидат педагогических наук Н.Л. Гусева1
А.Б. Шарафеева1

1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Цель исследования – определить влияние фактора «обездвиженности» (в связи с двухлетним периодом онлайн-обучения из-за пандемии COVID-19) на показатели физической подготовленности и состояние здоровья студентов.
Методика и организация исследования. Проводился сравнительный анализ показателей физической подготовленности и состояния здоровья студентов 1–3-го курсов 20 факультетов и институтов НИ ТГУ в допандемийный период (2019 г.), а также после его окончания и возвращения студентов в очный формат обучения по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» (2022 г.).
Результаты исследования и выводы. Как показали результаты исследования, фактор вынужденной «обездвиженности» студентов в течение двухлетнего периода обучения отразился в негативном плане и на мотивационной сфере обучающихся (мужчин и женщин) по отношению к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Так, в первом семестре 2022-2023 учебного года посещаемость занятий по академическим дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», которые проводились в соответствии с расписанием, снизилась в целом на 20%. А количественный показатель участия студентов НИ ТГУ в спортивно-массовых мероприятиях уменьшился почти на одну треть, по сравнению с допандемийным периодом обучения.
Низкий уровень физической подготовленности студентов подтверждают и результаты тестирования нормативов комплекса ГТО.

Ключевые слова: физическая подготовленность, обездвиженность, психофизическое состояние, онлайн-обучение, пандемия COVID-19, уровни развития физических качеств, контрольное тестирование.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для все и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 87 с.
  2. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2003.
  3. Ильинич В.И. Физическая культура и жизнь студентов / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2012.
  4. Шилько В.Г. Динамика физической подготовленности и состояния здоровья студентов разных направлений обучения / В.Г. Шилько, А.Б. Шарафеева // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 10. – С. 64-66.