Психофизиологические характеристики у киберспортсменов при напряженной игровой деятельности

ˑ: 

Ю.А. Карвунис1
Н.А. Карвунис1

Кандидат медицинских наук, доцент Ю.Г Калинникова1
Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Цель исследования – провести сравнительный анализ психофизиологических характеристик у киберспортсменов и неподготовленных лиц при напряженной игровой деятельности.
Методика и организация исследования. Всего в работе приняло участие 40 спортсменов, из них 20 человек киберспортсмены и 20 спортсменов различных видов спорта, являющиеся студентами факультета физической культуры НИ ТГУ. Исследование было направлено на первичную оценку стрессоустойчивости спортсменов и специфики их реакций для прогнозирования и дальнейшего предотвращения «тильт-эффекта».
Результаты исследования и выводы. По данным психофизиологического исследования были выявлены у киберспортсменов низкий уровень тревожности и отсутствие дискомфорта, что объясняется их нахождением в свойственной им среде, в то время как новички были частично нестабильны и чувствовали тревогу и дискомфорт. По данным теста на помехоустойчивость был установлен достаточно высокий уровень среднего времени реакции киберспортсменов, но также выявлено большое количество ошибок, в первую очередь ошибок опережения. Включение в режим тренировок психологических практик также позволит снизить уровень стресса киберспортсменов и позволит выработать индивидуальные методики выхода из состояния «тильт-эффекта» для каждого спортсмена.

Ключевые слова: киберспорт, фиджитал-спорт, психофизиология, стресс.

Литература

  1. Карвунис Ю.А. Сравнительная оценка спортивной деятельности в реальном и виртуальном пространстве / Ю.А. Карвунис, Н.А. Карвунис, Л.В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 11. – С. 40-42.
  2. Al-Badri M.T., Hussein H.M., Abdel-Jubouri A.H. The Effectiveness of Digital Sports Communication in Mental Motivation and Some Volleyball Skills For Female Students. Indian Journal of Forensic Medicine & Toxicology. 2021. 15(3). pp. 4777–4781. doi.org/10.37506/ijfmt.v15i3.16205.
  3. Sandhya U., Graham B., Fraser O.D., John R., Scott O.D. Efficacy of a Digital Sports Vision Training Program for Improving Visual Abilities in Collegiate Baseball and Softball Athletes. Optometry and Vision Science. 2021. 98(7). pp 815-825, DOI: 10.1097/OPX.0000000000001740.
  4. Yüce A., Aydoğdu V., Yüce S., Katırc H. Phygitally Yours: Examination of Virtual Reality Experiences in Digital Sports and Recreational Games. Jurnal The Messenger. 2011. Vol 13 (1). DOI 10.26623/themessenger.v13i1.2481.