Инклюзивное образование учащихся с задержкой психического развития и ограниченными возможностями здоровья на основе психофизиологического паспорта

Фотографии: 

Кандидат биологических наук, профессор В.А. Вишневский

ˑ: 

Кандидат биологических наук, профессор В.А. Вишневский
Н. Каледа, А. Павлов, Х. Ханмурзаева
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры (СурГУ), Сургут

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с задержкой психического развития и ограниченными возможностями здоровья, психофизиологический паспорт учащегося.

Актуальность. Интеграция детей и учащейся молодежи с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения – ключевой фактор, который способствует осуществлению социальной инклюзии. Для реализации задач инклюзивного образования необходимы максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и разработка индивидуальной траектории развития и образования ребенка с опорой на сохраненные функции. В связи с этим возникает необходимость в разработке своеобразных психофизиологических паспортов для этой группы обучающихся. Оценка эффективности такого рода паспортов и является предметом данного исследования.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие учащиеся младшего и среднего звеньев Белоярской СОШ № 3 Сургутского района, имеющих задержку в психическом развитии (ЗПР) и ограниченные возможности здоровья. До и после эксперимента все участники проходили специальное исследование, на основе которого разрабатывались индивидуальные психофизиологические паспорта, включающие показатели учебной деятельности, физиологическое состояние (метод вариационной пульсометрии с использованием диагностического комплекса «ORTO Expert» и программного пакета «Science»), уровень психоэмоционального напряжения, психофизиологические характеристики участников образовательного процесса (программно-аппаратный комплекс «Активациометр»), показатели психической работоспособности (корректурный тест Тулуз-Пьерона).

Использованная литература

  1. Вишневский В.А. Динамические характеристики организма как системы на различных этапах школьного онтогенеза. Статистический и синергетический подходы / В.А. Вишневский // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 8. – С. 99–104.
  2. Вишневский В.А. Эффективность индивидуальных оздоровительных программ в специальных медицинских группах вуза / В.А. Вишневский, Е.Н. Лопатникова, А.Н. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 8. – С. 91–93.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 13.04.2014 г.