Развитие внеучебной физкультурно-спортивной деятельности в вузе с учетом современных вызовов

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко2
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
2Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Цель исследования – выявление современных тенденций и определение вектора развития внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов с учетом социальных вызовов современного общества.
Методика и организация исследования. Научная работа включала: теоретический анализ факторов, оказывающих влияние на развитие внеучебной ФСД студенческой молодежи; социологический опрос 726 студентов вузов; проектирование патриотического физкультурно-спортивного мероприятия «Армейские игры» и его реализацию на базе Нижневартовского государственного университета.
Результаты исследования и выводы. К числу факторов, оказывающих влияние на выбор форм и содержания внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи, относятся: ориентация современной системы вузовского образования на индивидуальные потребности индивида в получении знаний и формировании компетенций; социальный заказ государства на повышение патриотического потенциала студентов; учет предпочтений юношей и девушек в выборе массовых физкультурных и спортивных мероприятий; учет психологических особенностей современного поколения.
Опыт разработки и реализации физкультурно-спортивного проекта патриотической направленности «Армейские игры», включающего 70% заданий практической и 30% теоретической направленности, показал возможность создания условий для интеграции индивидуальных способностей отдельных участников для достижения коллективных целей в условиях командного взаимодействия, содействуя повышению показателя вовлеченности студентов во внеучебную физкультурно-спортивную деятельность.

Ключевые слова: социальные вызовы, индивидуализированное образование, патриотический потенциал, теория поколений, интеграция, физкультурно-спортивный проект.

Литература

  1. Безноско Н.Н. Мотивационное отношение студентов к здоровому образу жизни и выполнению испытаний ГТО / Н.Н. Безноско, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Н.Н. Нацаренус // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2022. – № 3. – С. 34-36.
  2. Бессонова Е.А. Персонификация образования как тенденция трансформации современного образования / Е.А. Бессонова, С.В. Ривкина // Человек и образование. – 2021. – № 1 (66). – С. 4-10. DOI 10.54884/S181570410020321-8.
  3. Воробьев Н.С. Современные проблемы студенческого спорта / Н.С. Воробьев // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: Сборник трудов Всеросс. науч.-практ. конф., Саратов, 30 октября 2020 года. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – С. 32-35.
  4. Добрынин И.М. Проблема воспитания личности студента-спорт­смена в современном обществе / И.М. Добрынин, Е.Н. Нархова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2016. – № 4. – С. 64-69.
  5. Идрисов Р.А. Социальные последствия современных тенденций развития высшего образования в России / Р.А. Идрисов, И.А. Липатова // Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России: Сборник трудов Всеросс. науч. конф. с межд. участием, Чебоксары, 14–15 мая 2018 года. Чебоксары: Среда, 2018. – С. 358-360.
  6. Козлова Н.Ш. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях / Н.Ш. Козлова, Р.С. Козлов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2020. № 3 (46). – С. 51-59.
  7. Коричко Ю.В. Индивидуализация физкультурно-спортивных занятий в вузе с применением средств гимнастики / Ю.В. Коричко, Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 12. – С. 46-48.
  8. Лаптев С.В. Рыночное регулирование образовательной деятельности в свете современных тенденций развития управления и финансирования высшего образования / С.В. Лаптев, Ф.В. Филина // Человек. Общество. Инклюзия. – 2017. – № 1 (29). – С. 57-66.
  9. Лубышева Л.И. Ведущие тренды продвижения ВФСК «ГТО» в парадигме вызовов новой реальности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 4. – 109 с.
  10. Лубышева Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития / / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 5. – С. 3-5.
  11. Лубышева Л.И. Современные социальные противоречия массового спорта / Л.И. Лубышева, Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 9. – С. 3-5.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». 2000. URL: https://docs.cntd.ru/document/901771684.
  13. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Мотивация обучающихся к двигательной активности в условиях различной организации физического воспитания // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 8. – С. 112-128.
  14. Собольников В.В. Цифровая трансформация как фактор развития виртуальной личности // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – № 1. – С. 3605.