Социальные представления о доверии спортсменов к личности тренера

ˑ: 

Кандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин1
Кандидат психологических наук Л.Г. Татьянина1
Старший преподаватель Д.А. Васильев1
Кандидат философских наук, доцент Э.Т. Майборода2
1Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, Санкт-Петербург
2Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить социальные представления о доверии спортсменов к личности тренера.
Методика и организация исследования. В качестве методов исследования применено полуструктурированное интервью, включающее свободные высказывания спортсменов на предложение перечислить особенности личности тренера, которому они готовы доверять.
В научной работе приняли участие 105 спортсменов, которые являются студентами вузов г. Санкт-Петербурга (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, ЛГУ им.  А.С. Пушкина, БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербургского горного университета), выступающие в соревнованиях в квалификации I разряд – мастер спорта. Исследование охватило 52 спорт­смена-гимнаста, специализирующихся в художественной гимнастике, акробатике и спортивной аэробике (38 юношей и 14 девушки) и 53 спорт­смена-единоборца, специализирующихся в боксе, тхэквондо, дзюдо, кикбоксинге (38 юношей и 15 девушек).
Результаты исследования и выводы. Изучены социальные представления о доверии спортсменов к тренеру. Проведено сравнение представлений о доверии спортсменов-гимнастов и спортсменов-единоборцев к личности тренера. Выявлено, что первостепенными для доверия к тренеру являются его моральные и коммуникативные качества тренера, профессиональная компетентность. В группе спортсменов, специализирующихся в единоборствах, отмечено, что значимыми являются волевые качества тренера.

Ключевые слова: доверие, социальные представления, тренер, спортсмены-единоборцы, спортсмены-гимнасты.

Литература

  1. Кови С. мл. Скорость доверия: То, что меняет все. Пер. с англ. – 3-е изд. / С. Кови мл. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 425 с.
  2. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 564 с.
  3. Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ) / Т.П. Скрипкина. – Ростов н/Д, 2000.
  4. Татьянина Л.Г. Копинг-стратегии студентов-спортсменов с разным уровнем эмоционального выгорания / Татьянина Л.Г., Вахнин Н.А., Сазонова Н.Н., Сорокин С.И. // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 3. – С. 30–32.
  5. Яковлева Ю.А. Динамика представлений студенческой молодежи о работе в Арктике / Ю.А. Яковлева, В.В. Шарок, Н.А. Вахнин // Высшее образование в России. – 2021. – № 4. V 30. – С. 112-119. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-112-119.
  6. Tatianina LG., Vakhnina EG. 2020. Personal determinants of trust in Arctic ships’ crews. 2020/8/1 IOP Conference Series: Earth and Environmental. 554(1). pp.120-127. 012007