Проблемы спортивного воспитания и социализации детей-сирот в России и пути их решения (на примере Республики Саха, Якутия)

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Исмиянов1
Л.Д. Рыбина2

1Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча, Якутия
2Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Цель исследования – обосновать систему спортивного воспитания и социализации детей-сирот.
Методика и организация исследования. Рассматриваются существующие проблемы спортивного воспитания и социализации детей-сирот (8-21 года) в Иркутской, Амурской областях и Республике Саха (Якутия). Представлена федеральная экспериментальная (инновационная) площадка по теме: «Создание модели эффективной системы непрерывного физкультурного образования и спортивной подготовки олимпийского резерва» в Республике Саха (Якутия).
Результаты исследования и выводы. Конкретные цели построения системы определялись в рамках спортивного воспитания и социализации детей-сирот, включающего сопровождение в предвыпускном и постинтернатном периодах, которые учитывали этапы психофизического развития детей-сирот и опирались на организацию педагогической технологии оценки и коррекции становления жизненно-значимых личностных качеств (ЖЗЛК). Эффективность процесса воспитания и социализации детей-сирот организовывалась и воплощалась через педагогическое воздействие тренера-куратора. Результаты исследования рекомендованы для использования в регионах РФ.

Ключевые слова: спортивное воспитание и социализация, интеграция общего и профессионального образования, психофизическое развитие, социальная адаптация, дети-сироты.

Литература

  1. Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учеб.-метод. пособие / Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, М.И. Рожков. – Ярославль: ЯГПУ, 1997. – 196 с.
  2. Байер Е.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: монография / Е.А. Байер, И.Б. Павлов. – Азов: Азов Печать, 2012. – 648 с.
  3. Дорожкина О.А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: автореф. дис. … докт. пед. наук / О.А. Дорожкина. – Москва, 2001. – 41 с.
  4. Исмиянов В.В. Спортивное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интеграции «Школа–СПО–вуз» / В.В. Исмиянов, Л.Д. Рыбина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 9 (211). – С. 180-182.
  5. Исмиянов В.В. Концептуальные принципы и закономерности технологии спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интеграции «Школа–СПО–вуз» / В.В. Исмиянов, И.И. Готовцев, Л.Д. Рыбина // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 12. – С. 75-77.