Трансформация ценностных установок современной молодежи: от девиаций к спортивному стилю жизни в условиях разных муниципальных образований

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Байер1
Аспирант С.А. Гадарова1
1Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Цель исследования – обоснование необходимости трансформации девиаций современной молодежи средствами спортивной деятельности.
Методика и организация исследования. Для подтверждения мнения специалистов о том, что спорт является действенным инструментом трансформации личности современных подростков, было проведено социологическое исследование на тему: «Отношение молодежи к физической культуре и спорту». В опросе приняли участие 13 528 молодых людей из трех муниципальных образований Ростовской области с разными инфраструктурными характеристиками: крупный город-миллионник Ростов-на-Дону, малый город Батайск, Чертковский район – это отдаленный район с малоразвитой спортивной инфраструктурой; 55% выборки (7386 чел.) составили респонденты женского пола и 45% (6142 чел.) – мужского.
Результаты исследования и выводы. Доказано, что необходимым условием индивидуальной трансформации девиантного поведения подростка в социально приемлемые форматы деятельности может стать спортизация. Однако для осуществления этого сложного процесса необходимы инфраструктурные условия и смысловая насыщенность, способные привлечь молодых людей к занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни.

Ключевые слова: физическое воспитание, девиантное поведение, подростки «группы риска», спортивный стиль жизни, ценностные установки современной молодежи, здоровый образ жизни, спортизация, отношение к спорту, коррекционно-воспитательная деятельность, жизнестойкость.

Литература

  1. Байер Е.А. Профессионально-значимые личностные качества наставника-волонтера в социализации детей-сирот / Е.А. Байер, С.И. Аваков // Вестник педагогических наук. – 2020. – № 2. – С. 4-9.
  2. Беличева С.А.  Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учеб. пособие для среднего профессионального образования 2-е изд. / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 304 с. – (Профессиональное образование). – URL: https://urait.ru/bcode/517548. 
  3. Борзиева З.М. Ценностные ориентации современной молодежи / З.М. Борзиева. // Молодой ученый. – 2018. – № 52 (238). – С. 247-248. – URL: https://moluch.ru/archive/238/55006/.
  4. Гайфуллин А.Ю. Ценностные ориентации современной молодежи: социологический анализ / А.Ю. Гайфуллин // AlmaMater (Вестник высшей школы). – 2018. – № 2. – С. 30-33.
  5. Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена постановлением Правительства Рос­товской области от 17.10. 2018 № 648) https://www.donland.ru/documents/9731/.
  6. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.
  7. Лубышева Л.И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования / Л.И. Лубышева // Вестник ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Серия № 1. Психологические и педагогические науки. г. Пермь, 2016. – С. 44-54.
  8. Лукьянов А.В. Спорт как социально-ценностная система / А.В. Лукьянов, Н.Ю. Мазов // Философия и общество. – М., 2008. – № 2. – С. 168-185.
  9. Овчинников О.А. Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры / О.А. Овчинников // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – С. 505-509. – URL: https://moluch.ru/archive/360/80655/.
  10. Тарасевич И.В. Школьный спорт как средство профилактики девиантного поведения / И.В. Тарасевич, А.Е. Терентьев, Ю.А. Ерещенко // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. – 2022. № 2. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-14-19.