Новая редакция ВФСК ГТО: обновленные возрастные ступени, тесты и требования к физической подготовленности участников испытаний

ˑ: 

Кандидат педагогических наук В.В. Бобков1, 2, 3
Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова4
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Лазарев5
С.В. Першиков6
1Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Москва
2Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва
3Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
4Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
5Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва
6Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва

Цель исследования – выявить качественные изменения в новой редакции Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) и представить экспертное мнение относительно их положительного вклада в популяризацию комплекса ГТО среди населения.
Методика и организация исследования. К научной работе привлекалась группа экспертов в количестве 36 человек, состоящая из судей ГТО, учителей и преподавателей физической культуры. Респонденты заполняли специально разработанный для них опросник, в котором необходимо было расставить в приоритетном порядке те изменения, которые, по их мнению, могут принести наибольшую пользу как для самих испытуемых, так и для развития ВСФК ГТО.
Результаты исследования и выводы. В ходе проведенного анализа было установлено, что внесенные изменения можно разделить на три категории:
- первая, связанная непосредственно с новым разделением на возрастные группы – ступени ГТО, теперь их 18, вместо прежних 11;
- вторая, имеет отношение к составу тестовых испытаний. Начиная со второго квартала 2023 года, все нормативы разбиты на группы по физическим качествам: быстрота, сила, выносливость, гибкость, скоростно-силовые и прикладные навыки;
- третья категория изменений коснулась непосредственно самих требований к уровню физической подготовленности испытуемых. Общая тенденция связана с небольшим повышением требований к претендентам на золотой и серебряный знаки отличия.
Увеличение общего числа ступеней ВФСК ГТО более точно отражает возрастную динамику физической подготовленности в онтогенезе человека и позволяет чаще принимать участие в выполнении нормативов.

Ключевые слова: ВФСК ГТО, фестиваль ГТО, нормативы и требования, постановление правительства РФ, тесты и испытания, физическая подготовленность, онтогенез, положение и регламент, ступени ГТО, судьи ГТО, преподаватель, учитель, метод экспертной оценки.

Литература

  1. Берговина М.Л. Использование мобильных приложений при подготовке студентов к выполнению нормативов ГТО в условиях дистанционного обучения / М.Л. Берговина, Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 8. – С. 49–51.
  2. Стрижак А.П. Метод «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению нормативов Всероссийского комплекса ГТО / А.П. Стрижак, Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков, М.А. Кузьмин // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 6. – С. 57-59. – EDN LPKEMU.
  3. Губа В.П. Морфобиомеханическая индивидуализация как эффективный метод интеграции ВФСК ГТО в систему общего образования / В.П. Губа, В.В. Коновалов, В.В. Пресняков // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 94-97.
  4. Корольков А.Н. Социологический анализ мнений взрослого населения об участии в ВФСК ГТО / А.Н. Корольков, Ю.Б. Алмазова, Н.Н. Уварова, Р.Ю. Булычев // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 3. – С. 9-11.
  5. Алмазова Ю.Б. Актуализация личностного смысла участия студентов в подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО / Ю. Б. Алмазова, Е.А.  Лубышев, К.Э. Столяр, Г.Б. Кондраков // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 9. – С. 21-23. – EDN TSYGYE.
  6. Лубышева Л.И. Физическая культура и спорт в вузе: реалии и перспективы / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 6. – С. 93.
  7. Рыжкова Л.Г. Оценка резервных возможностей старших школьников и студентов для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 5. – С. 62–65.
  8. Рыжкова Л.Г. Факторы, препятствующие подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО студентами вузов / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков, М.А. Кузьмин, Т.С. Игнатенко // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 5. – С. 39-41. – EDN ZHCMTB.
  9. Шерин В.С. Мобильное приложение как фактор эффективной подготовки человека к выполнению нормативов комплекса ГТО / В.С. Шерин, А.В. Замятин, Е.А. Шерина, Т.Ю. Коляскина // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 4. – С. 89–90.
  10. Lubysheva L.I., Khubbie Sh.Z., Vakhnin N.A., Selyukin D.B., Lubysheva L.A. Sportization as progress factor for modern mass sport. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. p. 30.
  11. Sherin V.S., Zamyatin A.V., Sherina E.A., Kolyaskina T.Yu. Mobilnoye prilozheniye kak faktor effektivnoy podgotovki cheloveka k vypolneniyu normativov kompleksa GTO [Mobile application as a factor in the effective preparation of a person for the implementation of the standards of the GTO complex]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 4. pp. 89-90.